Тема: Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и колледже. Гигиенические основы режима дня
Цель: дать будущему педагогу научные гигиенические требования к организации учебного и трудового процесса детей и подростков.
План:
1. Утомление.
2. Работоспособность.
3. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
Понятие об утомлении и переутомлении. Значение утомления. Работоспособность. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности. Фазы работоспособности. Дневная и недельная периодичность умственной работоспособности урока. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки. Гигиенические требования к построению расписания, проведению контрольных работ, экзаменов. Режим дня. Гигиенические требования к подготовке уроков.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое утомление и переутомление?
2. Что такое работоспособность?
3. Какие фазы работоспособности вы знаете?
4. Какая дневная периодичность работоспособности?
5. Какая недельная периодичность работоспособности?
6. Как изменяется работоспособность в процессе учебной деятельности?
7. Какие гигиенические требования к письму и чтению?
8. Какие гигиенические требования к кабинету информатики?
9. Какие гигиенические требования к расписанию уроков?
10. Какие гигиенические требования к режиму дня школьников?
11. Какие гигиенические требования ко сну?
12. Какие гигиенические требования в школах с продленным днем?
13. Какие гигиенические требования для воспитанников школ-интернатов?
14. Какие гигиенические требования в летних лагерях?
15. Какие условия совершенствования обучения и воспитания учащихся в школе?