Лабораторная работа 1. Создание базы данных, состоящей из одной таблицы
Цели работы:
• познакомиться с основными понятиями базы данных;
• научиться создавать таблицу базы данных в режиме Конструктор;
• освоить переход из режима Конструктор в режим таблицы;
• освоить основные приемы заполнения и редактирования таблиц базы данных;
• познакомиться с простой сортировкой значений таблицы;
• познакомиться с поиском записей по образцу;
• научиться сохранять и загружать базу данных;
• научиться распечатывать таблицы.
Этапы работы
1. Проектирование структуры базы данных.
Предположим, что нам надо изготовить самый простой вариант базы данных, когда вся информация хранится в одной таблице.
2. Конструирование структуры
будущих таблиц базы данных.
Таблицу
будем создавать в режиме Конструктор. В ней будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс) и 10 записей. Поле код - уникальный ключ записи
(обычно используется для связи
записей из разных таблиц).
3. Создание схемы базы данных.
При наличии одной таблицы схема базы данных тоже простая: состоит из одной этой таблицы, т.е. ее можно специально не делать.
4. Ввод данных в таблицы.
В данном варианте будет только одна таблица. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор, а заполнять - в режиме таблицы, передвигаясь по ячейкам с помощью стрелок, клавиши табуляции или мышки.
Ход работы
Задание I. Создайте новую базу данных и изготовьте структуру таблицы с информацией о студентах «Компьютерной школы».
Порядок работы:
• Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access. Перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню, представленное на рис. 2.
• Включите мышкой переключатель Новая база данных и щелкните по кнопке ОК. Появится диалоговое окно, представленное на рис. 3. В поле Имя файла в качестве имени базы данных введите свою фамилию. Это будет название вашей личной базы данных.
Замечание. Можете оставить базу данных в текущей папке (на рис. 3 - это папка Мои документы), а можете сменить папку на вашу личную. В этом окне есть возможность создать новую папку с помощью кнопки - Создать папку. Введя имя новой папки и нажав кнопку ОК, вы получите новую папку. Откройте ее перед сохранением базы данных.
Рис.2
Рис. 3
Щелкните по кнопке Создать или нажмите на клавишу [Enter].
• В следующем окне выберите тип создаваемого документа (выберите соответствующую закладку). Вы создаете таблицу, поэтому выберите закладку Таблица (скорее всего, вы в ней и находитесь). Щелкните по кнопке Создать.
• Переходим к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица. Здесь несколько вариантов, но вы выберите Конструктор и щелкните по кнопке ОК. Появится окно Конструкгора.
Рис. 4
• В верхней левой клетке введите имя поля (набирайте слово "Фамилия", а не свою фамилию) и нажмите на клавишу [Enter]. В соседней клетке появится тип данных, по умолчанию он задается Текстовый (рис. 4). Любой другой выбирается с помощью ниспадающего меню.
Напоминание. Переход от клетки к клетке осуществляется одним из способов: мышкой; нажатием на клавишу [Enter]; стрелками; клавишей [Tab].
• Заполните поля в Конструкторе данными из табл. 1. Общие свойства поля оставляем по умолчанию (какие задает сама программа).
Таблица 1
Имя поля |
Тип данных |
Фамилия |
Текстовый |
Имя |
Текстовый |
Отчество |
Текстовый |
Год рождения |
Числовой |
Школа |
Числовой |
Класс |
Числовой |
• Сохраните таблицу, щелкнув по кнопке пиктографического меню.
• В появившемся окне наберите имя таблицы Список и щелкните по кнопке ОК. Появится запрос (рис. 5) на создание ключевого поля - уникального поля записи, по которому удобно связывать таблицы. В данном варианте будут самостоятельно появляться числа - номера записей.
• Ответьте ДА.
Замечание. Выбор режима работы: таблица или конструктор — осуществляется кнопкой
• Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопке.Ввод данных вы будете производить в этом режиме, заполняя клетки таблицы. Значение поля Код будет меняться автоматически. Если закончить ввод в ячейку нажатием на клавишу [Enter], то маркер перейдет в следующую ячейку.
Рис. 5
• Заполните базу данных значениями из табл. 2.
Таблица 2
Код |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Год рождения |
Школа |
Класс |
1 |
Иванникова |
Анна |
Ивановна |
1984 |
1 |
9 |
2 |
Баранова |
Ирина |
Алексеевна |
1983 |
3 |
10 |
3 |
Корнилова |
Ольга |
Владимировна |
1984 |
5 |
9 |
4 |
Воробьев |
Алексей |
Петрович |
1983 |
1 |
10 |
5 |
Воробьев |
Алексей |
Иванович |
1984 |
3 |
9 |
6 |
Воробьев |
Олег |
Григорьевич |
1985 |
5 |
8 |
7 |
Скоркин |
Александр |
Евгеньевич |
1982 |
1 |
11 |
8 |
Володина |
Анна |
Алексеевна |
1984 |
3 |
9 |
9 |
Новоселов |
Алексей |
Антонович |
1983 |
5 |
10 |
10 |
Александрова |
Елена |
Алексеевна |
1984 |
1 |
9 |
• Сохраните введенные данные, щелкнув по кнопке . В результате вы получили таблицу, с которой можно будет работать.
Задание 2. Выполните редактирование ячеек.
Порядок работы:
• Замените фамилию Иванникова на Иванова. Для этого выделите редактируемую ячейку и наберите новую фамилию.
• Замените год рождения на 1983. Для этого следует щелкнуть мышкой по нужной ячейке, и она откроется для редактирования. Удалите цифру 4 и введите вместо нее цифру 3.
Самостоятельное задание. Внимательно просмотрите таблицу и исправьте свои ошибки.
Задание 3. Отсортируйте значения таблицы.
Порядок работы:
Замечание. Чтобы произвести сортировку значений, нужно поставить курсор в любую ячейку сортируемого столбца и щелкнуть по кнопке:
— если нужно отсортировать по возрастанию;
- если нужно отсортировать по убыванию.
• Отсортируйте:
1) фамилии - по алфавиту (поставьте маркер на любую фамилию в столбце с названием Фамилия и щелкните мышкой по кнопке;
2) имя - по алфавиту;
3) номер школы - по убыванию (поставьте маркер на любой но мер школы в столбце с названием Школа и щелкните мышкой по кнопке);
4) год рождения - по убыванию;
5) класс - по возрастанию;
Задание 4. Познакомьтесь с функциями: сохранить, закрыть, открыть.
Порядок работы:
• Щелкнув по кнопке, сохраните текущую таблицу.
• Щелкнув по нижней кнопкев правом верхнем углу окна таблицы, закройте таблицу.
• Повторите аналогичную операцию еще раз, в результате чего вы закроете текущую базу данных, получив пустое окно для новой работы. В этом положении можно создать новую базу данных, а можно открыть существующую для продолжения работы.
• Откройте снова свою базу данных с помощью команд Файл - Открыть - Имя своей базы данных - Открыть;
• Откройте таблицу Список.
Задание 5. Выполните поиск записей по образцу.
Порядок работы:
• Установите текстовый курсор в поле Фамилия;
• Щелкните по кнопке, которая позволяет найти запись по введенному значению. В результате появится диалоговое окно, представленное на рис. 6.
Рис. 6
• Наберите в поле Образец фамилию Баранова и щелкните по кнопке Найти.
Замечание. Если требуется найти следующую подобную запись, то щелкните мышкой по кнопке Найти далее. Поиск осуществляется в текущем поле, если установлен соответствующий флажок. В противном случае поиск идет по всем полям. При этом можно учитывать регистр. По окончании работы щелкните по кнопке Закрыть.