Лабораторная работа 4. Применение форм
Цели работы:
• научиться создавать формы ввода-вывода; научиться создавать кнопочные формы.
Ход работы
Задание 1. Откройте учебную базу данных, созданную на прошлом занятии, и подготовьте ее к работе.
Порядок работы:
• Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access. Перед вами откроется диалоговое окно системы управления базами данных, в котором появится меню.
• Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже переключателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК.
• Перейдите на закладку Формы, выделите форму Список и нажмите клавишу [Delete]. Согласитесь с удалением. В результате у вас в базе данных должны остаться три исходные таблицы и Общая форма, с помощью которой вы можете добавлять значения в вашу базу данных.
Задание 2. Создайте простую форму с помощью кнопки Новый объект.
Порядок работы:
• В диалоговом окне базы данных выберите вкладку Таблицы, если находитесь в другой вкладке.
• Выделите таблицу Список. (Автоформу можно строить и при закрытой таблице, и при открытой).
Замечание. Автоформа создает форму, в которой отображаются все поля и записи выбранной таблицы или запроса. Каждое поле располагается на отдельной строке, с левой стороны от которой отображается надпись к данному полю. С помощью автоформы можно просматривать или вводить данные.
• Щелкните по кнопке раскрытия списка, расположенной рядом с кнопкой - Новый объект на панели инструментов и выберите элемент Автоформа. Появится автоформа, представленная на рис. 19.
• Сохраните автоформу с именем Список.
• Закройте автоформу, ответив утвердительно на вопрос о сохранении, если таковой последует.
Рис. 19
Задание 3. Создайте форму с помощью Мастера форм.
Порядок работы:
• В окне базы данных выберите вкладку Формы.
• Щелкните по кнопке Создать.
• В диалоговом окне Новая форма выберите Мастер форм. Описание Мастера появляется в левой части диалогового окна. В нижнем поле имя таблицы или запроса в качестве источника данных можно не указывать. При использовании Мастера форм источник данных для формы следует указывать в диалоговом окне Мастера.
• Щелкните по кнопке ОК.
• В поле Таблицы/запросы выберите таблицу Список, в поле
Доступные поля выберите поля Фамилия, Имя и перенесите их стрелкой в поле Выбранные поля.
• В поле Таблицы/запросы выберите таблицу Личные данные, в поле Доступные поля выберите поля Word, Excel, Access и перенесите их стрелкой в поле Выбранные поля. Результат этих действий представлен на рис. 20.
Рис. 20
• Щелкните по кнопке Далее.
• Выберите внешний вид формы - Табличный. Щелкните по кнопке Далее.
• Выберите требуемый стиль (например, Обычный). Щелкните по кнопке Далее.
• Задайте имя формы: Успеваемость. Щелкните по кнопке Готово. В результате получите форму, в которой можно менять существующие данные и вводить новые значения сразу в две таблицы.
• Закройте форму.
Задание 4. Создайте форму с помощью автоформ.
Порядок работы:
• Щелкните по кнопке Создать.
Замечание. При выборе элементов Автоформа: в столбец, Автоформа: ленточная или Автоформа: табличная форма создается автоматически.
• Выберите Автоформа: ленточная.
• В нижнем поле выберите таблицу Личные данные, которые будут служить источником данных для формы.
• Щелкните по кнопке ОК. Получите готовую автоформу.
• Сохраните ее с именем Личные данные..
• Закройте автоформу.
Замечание. Созданную форму можно изменить в режиме Конструктор.
Задание 5. Создайте формы без помощи Мастера.
Порядок работы:
• В диалоговом окне базы данных выберите вкладку Формы, если находитесь в другом окне.
• Щелкните по кнопке Создать.
• В диалоговом окне Новая форма выберите режим Конструктор.
• В открывшемся окне выберите таблицу Список, содержащую данные, на основе которых будет создана форма.
• Щелкните по кнопке ОК.
• Окно формы будет выведено на экран в режиме Конструктор.
• Щелкните по кнопке- Список полей на панели инструментов. Получите список полей, из которого можно добавлять присоединенные элементы управления в форму или в отчет. Выделите поля Фамилия, Имя, Отчество, Учебная группа, Портрет (щелкните мышкой по имени поля, одновременно держа нажатой левой рукой клавишу [Ctrl]). Отпустите клавишу [Ctrl] после выбора полей. Перетащите мышкой поля в область данных.
• Закройте окно списка полей.
Замечание. Размер окошка для названия поля и для его значения меняются мышкой, «схватившейся» за черный квадратик рамки. Эти элементы передвигаются по полю с помощью мышки.
• Расположите элементы удобно по полю.
Замечание.. Для независимого друг от друга перемещения элементов следует «захватить» их мышкой за левый верхний квадрат большего размера, иначе подпись и поле будут передвигаться вместе.
• Задайте размер текста поля Фамилия равным 18. Чтобы увеличить размер элемента соответственно надписи, выполните команду Формат - размер - по размеру данных.
• Сохраните форму с именем Ученик. Формы могут быть выведены на экран в трех видах: режим конструктора (рис. 21), режим формы (рис. 22) и режим таблицы. Переключение режимов производится кнопкойВид.
Рис. 21
Рис. 22
• Закройте форму.
Задание 6. Добавьте в таблицу Список логическое поле «Собирается поступать в институт», значения которого «Да» или «Нет». Добавьте это поле в форму.
Порядок работы:
• Перейдите на закладку Таблицы. Откройте таблицу Список в режиме Конструктор. Добавьте поле с именем Институт и типом Логический. Сохраните таблицу и закройте ее.
• Перейдите на закладку Формы.
• Откройте форму Ученик в режиме Конструктор.
Замечание. В форме или в отчете флажок может быть использован как отдельный элемент управления, в котором отображаются значения логического поля из базовой таблицы. Если флажок установлен, поле в таблице имеет значение «Да», если флажок снят, поле имеет значение «Нет».
• Щелкните по кнопке Список полей. Выделите название Институт и перетащите его мышкой в область данных. Появится значок флажкаи надпись Институт.
• Перейдите в режим формы и посмотрите разные записи. Флажок снимается и устанавливается щелчком мышки по соответствующему полю. Установите флажки у трех учеников.
• Закройте
форму, ответив утвердительно на вопрос о сохранении.
Задание 7. Создайте кнопочную
форму Заставка.
Порядок работы:
• Щелкните по кнопке Создать.
• В появившемся диалоговом окне выберите Конструктор. Появится пустая форма. Задайте мышкой ширину формы, равную 10 см, а высоту - 7 см.
• Сохраните форму с именем Заставка.
• Выберите на панели инструментов кнопку Аа - Надпись. Курсор мышки примет вид крестика с «приклеенной» буквой А. Щелкните мышкой по месту начала надписи и введите: База данных «Компьютерная школа» (после слов База данных нажмите одновременно комбинацию клавиш [Shift]+[Enter].)
• Нажмите клавишу [Enter].
• Выберите размер букв 18, а выравнивание - по центру. Выполните команду меню Формат - размер - по размеру данных. Цвет фона - голубой.
• Растяните мышкой надпись на ширину окна, как представлено на рис. 23.
Рис. 23
• Выберите на панели элементов значок - Кнопка.
Щелкните мышкой по тому месту в области данных, где должна быть кнопка (это может быть любое место, которое вам нравится). Появится диалоговое окно Создание кнопок.
• Выберите категорию Работа с формой, а действие - Открытие формы, как представлено на рис. 24.
Рис. 24
• Щелкните по кнопке Далее.
• Выберите форму Список, открываемую этой кнопкой, и щелкните по кнопке Далее.
• В следующем окне щелкните по кнопке Далее.
• В следующем окне поставьте переключатель в положение Текст, наберите в поле текст слово Список, как показано на рис. 25.
• Щелкните по кнопке Далее.
• Задайте имя кнопки Список и щелкните по кнопке Готово.
Замечание. Размер и расположение кнопок можно менять мышкой в режиме Конструктор.
Самостоятельно создайте кнопки для форм Успеваемость и Номера групп.
Рис. 25
• Перейдите в режим формы (рис. 26). Теперь при щелчке мышью по соответствующим кнопкам будут открываться соответствующие формы для работы.
Рис. 26
• Чтобы кнопочная форма автоматически появлялась при запуске базы данных, выполните команду Сервис - Параметры запуска. В поле Форма выберите Заставка и щелкните по кнопке ОК.
• Закройте форму, ответив утвердительно на возможный вопрос о ее сохранении.
Задание 8. Создайте кнопочную форму при помощи Диспетчера кнопочных форм.
Порядок работы:
• Выполните команду Сервис - Надстройки - Диспетчер кнопочных форм, на заданный вопрос ответьте Да. В результате вы получите диалоговое окно Диспетчера кнопочных форм, представленное на рис. 27.
Рис.27
• Щелкните в окне Диспетчер кнопочных форм по кнопке Изменить.
• В открывшемся диалоговом окне Изменение страницы кнопочной формы щелкните по кнопке Создать. Появится диалоговая страница Изменение элемента кнопочной формы. Измените содержимое полей Текст, Команда, Форма в соответствии с рис. 28 (Команду и Форму выбирайте из списка, а не набирайте вручную).Щелкните по кнопке ОК.
• Аналогично в окне Изменение страницы кнопочной формы создайте еще два элемента кнопочной формы:
Рис. 28
Личные данные. Эта кнопка открывает форму Личные данные в режиме редактирования;
Успеваемость. Эта кнопка открывает форму Успеваемость в режиме редактирования.
• Добавьте кнопку закрытия базы данных. Для этого щелкните по кнопке Создать, наберите в поле Текст слово Выход, а в поле Команда выберите Выход из приложения. Закройте диалоговое окно Изменение страницы кнопочной формы, а затем -Диспетчер кнопочных форм.
• Перейдите на закладку Формы и откройте окно Кнопочная форма в режиме Конструктора, измените цвет надписи и название вашей базы данных на «Компьютерная школа», сохраните форму.
• Перейдите при помощи кнопкив режим формы. Результат представлен на рис. 29.
Рис. 29
Проверьте работу всех кнопок кнопочной формы (после нажатия кнопки Выход снова откройте базу данных).
Предъявите преподавателю: формы Список, Успеваемость, Список учеников, Номера групп, Личные данные, Ученик на экране компьютера.