Основные вопросы:
1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
2. Обязательный и вариативный уровень организации, а также усвоение учащимися учебного материала в образовательном процессе.
3. Роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач базового курса информатики, связанных с формированием системно-информационных представлений учащихся.
4. Роль рассматриваемой содержательной линии в решении задач развития общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
5. Методические подходы к рассмотрению в образовательном процессе ключевых вопросов данной темы.
6. Дидактическая целесообразность использования программных средств обучения демонстрационного и обучающего характера, упражнений и вопросов-проблем при организации фронтальной работы с учащимися; учебных задач, тестового текущего и итогового контроля.
7. Поиск эффективных способов сочетания словесных, наглядных и практических (деятельностных) методов и средств обучения при организации учебных занятий.
Задачи занятия:
1. Определить роль и место учебного раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики.
2. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела в базовом курсе информатики.
3. Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.
4. Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов.
5. Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 4, 8, 13, 17, 18, 19, 22, 24].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям учебного раздела, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Провести содержательный анализ раздела «Информация и информационные процессы» в учебниках и учебных пособиях.
План занятия
1. Анализ полного содержания фазовых понятий раздела.
2. Определение предельно общих фундаментальных понятий-категорий.
3. Построение логико-структурной модели учебного материала.
4. Построение тезауруса учебного материала раздела (отражение внутрипредметных и межпредметных иерархических связей в системе базовых понятий).
На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (табл. 7.1).
Таблица 7.1 - Базовые понятия
Понятие (указать категорию), его определение |
Сущность понятия |
Примеры на внутрипредметные связи (раздел, понятие) |
Примеры на межпредметные связи (уч. предмет, раздел, понятие) |
Этап формирования |
Методы и средства обучения, приемы работы |
|||
Образовательный аспект |
Мировоззренческий аспект |
Ранее изученные |
Подлежащие усвое- нию |
Ранее изученные |
Подлежащие усвое- нию |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Примечание. Табл. 7.1 и ряд таблиц (7.2 — 7.4), описанных в лабораторном практикуме текущей главы, являются инвариантными к лабораторным практикумам по всем разделам базового курса информатики.
Методические указания по заполнению таблицы 7.1 Этап формирования (столбец 8) может быть определен в соответствии с этапами, выделенными Дж. Брунером на основе процессов восприятия объектов и явлений, переработки информации: введение понятия; приведение примеров (положительных и отрицательных), к которым приложимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанное на существенных признаках.
В столбце 9 табл. 7.1 необходимо описать адекватные содержанию методы и средства обучения, приемы работы. Для решения задачи формирования понятий могут быть рассмотрены следующие методы обучения: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), рассказ, рассказ-описание, рассказ-беседа, беседа по вопросам, беседа с постановкой проблемных вопросов, объяснение, демонстрация и т.д. Соответственно, приемы работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания, решение познавательных задач и т.д. Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.