Основные вопросы:
1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
2. Мировоззренческий аспект изучения темы, связанный с анализом познавательных функций языка при его использовании в информационной деятельности человека.
3. Лингвистическая и логическая компоненты содержания учебного материала.
4. Представление информации, ее семантическая обработка и образная интерпретация средствами аппаратно-программного обеспечения.
Задачи занятия:
1. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела «Представление информации» в базовом курсе информатики.
2. Определить суть аналитико-синтетической переработки информации.
2.1. Преобразование информации — придание информации знаковой формы.
2.2. Интегрирование и обобщение знаний (семантический и прагматический аспекты информации).
2.3. Кодирование — представление информации в форме, удобной для хранения, передачи и обработки (синтаксический аспект).
2.4. Заключение о полезности информации.
3. Установить внутрипредметные связи между основными этапами аналитико-синтетической переработки информации и темами различных учебных разделов базового курса информатики, а также межпредметные связи с темами других учебных предметов.
4. Сформировать навыки поисково-исследовательской и аналитической деятельности студентов, связанные с разработкой тематического и поурочного планирования.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [2, 3, 5, 16, 21, 22, 23, 25].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по основным понятиям учебного раздела.
2. Ознакомиться с особенностями представления знаний в информатике.
3. Провести содержательный анализ раздела «Представление информации» в учебниках и учебных пособиях.
4. Изучить учебные программы, учебно-методическую литературу.
5. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемого раздела. Представить результаты анализа в табл. 7.2 и подготовить на их основе краткое сообщение.
План занятия
1. Анализ полного содержания базовых понятий раздела.
2. Пополнение тезауруса раздела «Информация и информационные процессы» тезаурусом учебного материала раздела «Представление информации».
3. На основе анализа учебников и учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
4. Анализ и характеристика разновидностей пиктографических и идеографических знаковых систем, используемых в информатике.
5. Характеристика программных и технических средств реализации пиктографических и идеографических знаковых систем.
6. Сообщения по данным табл. 7.2, обсуждение сообщений.
7. Составление тематического и поурочного планирования, представление результатов в таблице (см. табл. 7.3).
8. Анализ методических особенностей обучения школьников решению задач по теме «Системы счисления».
9. Обсуждение результатов тематического и поурочного планирования.
10. Подготовка конспекта урока по одной-двум темам, учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала), или заполнение таблицы (см. табл. 7.4).
Форма и способы организации учебной деятельности студентов: выступление с сообщением, беседа по вопросам, работа с табл. 7.2; работа с учебными программами, учебниками и учебными пособиями, работа с табл. 7.3; беседа по вопросам; индивидуальная работа по разработке конспектов урока, работа с табл. 7.4, эвристическая беседа.