Задачи занятия:
1. Определить роль и место учебного раздела «Формализация и моделирование» в базовом курсе информатики.
2. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела в базовом курсе информатики.
3. Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.
4. Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с ранее изученными понятиями других учебных предметов.
5. Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.
6. Проанализировать уровень представления учебного материала в учебниках и учебных пособиях.
7. Рассмотреть классификации информационных моделей по различным признакам, определить уровень их усвоения учащимися в базовом курсе информатики.
8. Рассмотреть классификацию моделей знаний, определить обязательный и вариативный уровень усвоения моделей знаний в базовом курсе информатики.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [2, 16, 19, 33, 34, 35].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям учебного раздела, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Изучить классификации информационных моделей и моделей знаний, изучаемых в базовом курсе информатики.
3. Провести содержательный анализ раздела «Формализация и моделирование» в учебниках и учебных пособиях.
План занятия
1. Анализ полного содержания базовых понятий раздела.
2. Определение предельно общих фундаментальных понятий — категорий.
3. Построение логико-структурной модели учебного материала.
4. Пополнение тезауруса учебного материала базового курса информатики тезаурусом раздела «Формализация и моделирование».
5. На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
6. Систематизация информации по классификациям информационных моделей и моделей знаний, изучаемых в базовом курсе информатики.
6.1. Область использования информационной модели.
6.2. Фактор времени в информационной модели.
6.3. Способ представления информационной модели.
6.4. Форма представления информационной модели.
6.5. Использование компьютера для исследования информационной модели.
6.6. Модели знаний в системах искусственного интеллекта.
7. Анализ обязательного уровня представления учебного материала, основанного на классификациях информационных моделей и моделей знаний, и его реализация в учебниках и учебных пособиях.
Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос; беседа по вопросам-проблемам; индивидуальная работа с учебниками и учебными пособиями.