Задачи занятия:
1. Провести анализ дидактических целей и задач изучения технологии обработки текстовой информации в базовом курсе информатики.
2. Определить дидактические возможности и условия формирования у учащихся общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков в процессе изучения технологии обработки текстовой информации.
3. Изучить роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач, связанных с формированием информационной культуры учащихся.
4. Проанализировать дидактические возможности учебного материала по технологии обработки текстовой информации для организации интегрированных уроков информатики и других учебных предметов.
5. Определить базовых знания и умения, связанные с технологией обработки текстовой информации, этапы и методы их формирования.
6. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала.
7. Систематизировать задачи, используемые в процессе изучения технологии обработки текстовой информации, и рассмотреть способы их решения.
Способ организации занятия: практикум, лабораторная работа.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [3, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 22], программные средства [1, 6].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям темы, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Провести содержательный анализ темы «Технология обработки текстовой информации» в учебных пособиях по базовому курсу информатики.
3. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемой темы. Представить результаты анализа в табл. 7.2 и подготовить на их основе краткое сообщение.
4. Изучить программные средства технологии обработки текстовой информации, используемые в процессе обучения базовому курсу информатики.
5. Рассмотреть типовые задачи, связанные с обработкой текстовой информации, и способы их решения.
План занятия
1. Анализ дидактических возможностей учебного материала по теме «Технология обработки текстовой информации» для решения общеобразовательных задач базового курса информатики.
2. На основе анализа учебных пособий по базовому курсу информатики заполнение таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
3. Сообщения поданным табл. 7.2, обсуждение сообщений.
4. Составление тематического и поурочного планирования, представление результатов в таблице (см. табл. 7.3).
5. Обсуждение результатов тематического и поурочного планирования.
6. Подготовка конспекта урока по одной-двум темам, учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала), или заполнение таблицы (см. табл. 7.4).
7. Анализ типов задач, используемых в процессе обучения учащихся способам обработки текстовой информации, и способов их решения.
8. Решение задач.
8.1. Редактирование символов, слов, строк, фрагментов текста.
8.2. Удаление, копирование, вставка фрагментов текста.
8.3. Форматирование текста.
8.4. Внедрение в текст объектов из других приложений.
8.5. Гипертекст.
9. Разработать комплекс разнотипных и разноуровневых задач по обработке текстовой информации, в котором каждая задача содержит: формулировку, тип, описание способов решения, средства решения, решение.
Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос; индивидуальная работа с текстами.