Задачи занятия:
1. Провести анализ дидактических целей и задач изучения технологии обработки числовой информации с помощью ЭТ в базовом курсе информатики.
2. Определить дидактические возможности и условия формирования у учащихся общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков в процессе изучения технологии обработки числовой информации с помощью ЭТ.
3. Изучить роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач, связанных с формированием информационной культуры учащихся.
4. Проанализировать дидактические возможности учебного материала для организации интегрированных уроков информатики с другими учебными предметами.
5. Определить сущность и роль базовых понятий темы, этапы и методы их формирования.
6. Составить тематическое и поурочное планирование.
7. Систематизировать задачи, используемые в процессе изучения технологии обработки числовой информации с помощью ЭТ, и рассмотреть способы их решения.
Способ организации занятия: практикум, лабораторная работа.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 19, 20, 21, 22, 23], программные средства [4, 6].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям темы, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Провести содержательный анализ темы «Технология обработки числовой информации с помощью ЭТ» в учебниках и учебных пособиях.
3. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемого раздела. Представить результаты анализа в табл. 7.2 и подготовить на их основе краткое сообщение.
4. Изучить программные средства технологии обработки числовой информации с помощью ЭТ, используемые в образовательном процессе.
5. Рассмотреть задачи и способы их решения.
План занятия
1. Анализ дидактических возможностей учебного материала по теме «Технология обработки числовой информации с помощью ЭТ» для решения общеобразовательных задач базового курса информатики.
2. На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
3. Сообщения по данным табл. 7.2, обсуждение сообщений.
4. Составление тематического и поурочного планирования, представление результатов в таблице (см. табл. 7.3).
5. Обсуждение результатов тематического и поурочного планирования.
6. Подготовка конспекта урока по одной-двум темам, учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала), или заполнение таблицы (см. табл. 7.4).
7. Анализ типов задач, используемых в образовательном процессе, и способов их решения.
8. Решение задач.
8.1. Вычислительные задачи.
8.2. Задачи на представление и наглядное оформление данных в табличном виде.
8.3. Задачи на представление и наглядное оформление данных в графическом виде.
8.4. Задачи на автоматизацию расчетов на основе принципа адресации.
8.5. Разработать комплекс разнотипных и разноуровневых задач, в котором каждая задача содержит: формулировку, тип, описание способов решения, средства решения, решение.
Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос; индивидуальная работа с таблицами; индивидуальная/парная работа за компьютером.