Основные вопросы:
1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
2. Роль и место учебного материала, посвященного устройству и принципам работы компьютера, в реализации общеобразовательного и мировоззренческого потенциала базового курса информатики.
3. Структура и содержание учебного материала по данной теме. Варианты построения учебного материала в различных школьных учебных пособиях по информатике.
4. Основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного материала.
5. Дидактическая целесообразность использования программных средств при изучении вопросов, связанных с устройством и принципами работы компьютера.
6. Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера, его структуре и основных видах.
Задачи занятия:
1. Рассмотреть цели и задачи, определить роль и место учебного материала по вопросам, связанным с устройством и принципами работы компьютера в базовом курсе информатики.
2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.
3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с устройством компьютера и принципами его работы.
4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий.
5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 5, 8, 9, 12, 13, 15, 18], программные средства [1, 2].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.
2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала по устройству и принципам работы компьютера в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.
3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с устройством и принципами работы компьютера, разработать логико-структурную модель учебного материала.
4. Провести содержательный анализ учебного материала по устройству и принципам работы компьютера, представленного в школьных учебных пособиях по информатике.
План работы
1. Проанализировать учебные пособия с целью выявления методических особенностей введения основных понятий, связанных с устройством и принципами работы компьютера.
2. Построить логико-структурную модель учебного материала.
3. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).
4. Разработать тезаурус понятий учебного материала.
5. Выявить и предложить средства реализации внутрипредмет-ных и межпредметных иерархических связей в процессе обучения учащихся устройству и принципам работы компьютера.
6. На основе учебного материала заполнить таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
7. Обсуждение сообщений по данным табл. 7.2.
Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, выступление с сообщением, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.