Цель: Рассмотреть основные перспективы устойчивого развития в РК.
План:
1. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
2. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития.
1. Законодательство Республики Казахстан
в области охраны окружающей среды
Обязательства Казахстана в сфере устойчивого развития
Подписав в Рио-де-Жанейро базовые документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Казахстан тем самым принял наравне с другими странами мирового сообщества ответственность за сотрудничество в области перехода к устойчивому развитию.
После конференции Казахстан постоянно участвует в международных форумах по окружающей среде и развитию, вступил во все основные международные организации, такие как Комиссия устойчивого развития ООН, ЕЭК ООН, ЭСКАТО и др., а также активно инициирует соглашения на двусторонней и многосторонней основах. Казахстан участвует в конвенционном процессе: ратифицированы Конвенция по биоразнообразию (1994), Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1995), трансграничные Конвенции ЕЭК ООН (2000) - всего около 20 экологических конвенций и соглашений.
Процесс устойчивого развития в Казахстане имеет целый ряд специфичных особенностей.
Во-первых, одним из крупных политических шагов нового государства было закрытие Семипалатинского испытательного полигона и отказ от ядерного оружия. Это стало важнейшим вкладом страны в глобальный процесс устойчивого развития.
Продолжением этой инициативы явилось предложение Президента Республики Казахстан на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН о создании системы коллективной безопасности и сотрудничества в Азии, аналогичной системе ОБСЕ, на основе созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Во-вторых, внешней и внутренней политике Казахстана присущ системный и диалектический подход. В концептуальных и стратегических документах Республики Казахстан, в работах и выступлениях Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева широко используются понятия, принципы и методические подходы устойчивого развития. Долгосрочная стратегия развития - 2030, призванная сбалансировать интересы и ресурсы нынешних и будущих поколений, воплощает в себе методологию стратегического планирования и современную парадигму устойчивого управления государством - индикативное планирование, децентрализацию государственных полномочий, приоритетное развитие социального партнерства, достижение консенсуса, обеспечение политической стабильности, гармонизацию личных и государственных интересов.
В третьих, устойчивое развитие Республики Казахстан формируется как поэтапный процесс:
- В 1995 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция экологической безопасности, где впервые вводится термин «устойчивое развитие», его цели и принципы.
- В 1997 г. начат и в 1998 г. закончен Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития (НПДООС/УР).
- В 2000 г. начала свою деятельность программа «Институциональное усиление для устойчивого развития».
- Концепция казахстанской Повестки-21 находится на стадии разработки, завершить работу над которой планируется в апреле 2002 г.
- Для реализации Повестки-21 в 2002 г. планируется создание Национального Совета устойчивого развития и разработка второй фазы ПДООС.
Непосредственным продолжением национального плана действий стала программа Правительства Республики Казахстан и ПРООН «Институциональное усиление для устойчивого развития».
В отличие от большинства проектов международной донорской помощи, программа «Институциональное усиление для устойчивого развития» является долгосрочной и рассчитана на четыре года. Почти вся работа по данной программе выполняется национальными экспертами, что делает ее результаты привязанными к реальным условиям Казахстана и сокращает финансовые издержки. Приоритет отдается увеличению потенциала экологической деятельности, расширению институтов устойчивого развития.
Программа предусматривает проведение мониторинга экологических проектов и программ, что устранит дублирование, несогласованность и повысит эффективность использования бюджетных и донорских средств.
2. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан:
концепция Устойчивого развития
Интеграция в международные программы и партнерство с иностранными донорами
Казахстан активно взаимодействует с международными организациями, разрабатывая совместные проекты и координируя планы действий как по глобальным экологическим проблемам, таким как Арал, Балхаш, Каспий, изменение климата, охрана озонового слоя и др., так и по множеству национальных и региональных проблем.
Деятельность международных организаций и стран-доноров, проведение многочисленных семинаров, конференций и форумов помогли изменить менталитет и систему понятий управленческой и интеллектуальной элиты, правовых институтов и общественности.
Важную роль сыграли проекты и инициативы ЮНЕП (конвенции), ПРООН, Всемирного Банка, ОБСЕ, ЕЭК ООН (СПЕКА, ОРЭД), ЮСАИД, ТАСИС, НАТО, ГТЦ, ПМГ/ГЭФ и многих других доноров. Важное значение партнерства с международными организациями обусловлено активным участием Казахстана в процессе усиления прогрессивных тенденций глобализации.
В настоящее время Казахстан находится на второй условной стадии использования мировой помощи развитию, которая характеризуется избирательным выбором международной помощи и интеллектуальным партнерством «на равных».
Важнейшим результатом первой стадии стало формирование института (сети) национальных экспертов, работающих по международным стандартам.
Условия и предпосылки для процесса устойчивого развития
Казахстан имеет целый ряд внутренних и внешних предпосылок к формированию и реализации политики устойчивого развития:
1. Первая (парадоксальная) предпосылка - наличие экологических и социальных кризисных явлений, активизирующих общественное сознание к переходу на принципы устойчивой жизнедеятельности: ускоренное сокращение горных ледников, питающих реки, загрязнение и подъем уровня Каспия, обмеление Арала и Балхаша, процессы опустынивания, эрозии и засоления земель, бесконтрольные лесные вырубки и пожары, неизученные последствия деятельности на многочисленных военных полигонах, резкое ухудшение качества питьевой воды, физический износ оборудования большинства энергетических систем, урбанизация и многие другие факторы, которые, взаимодействуя с мировым системным кризисом и острой конкурентной геополитической борьбой в центрально-азиатском регионе, могут привести через несколько лет к социально-экономическому и политическому самоуничтожению.
2. Политическая стабильность, сбалансированная внешняя политика, устойчивое место в мировом политическом пространстве. Гарантом этого могут служить дружественные отношения с активно конкурирующими в регионе странами, а также то, что Казахстан является членом важнейших международных организаций и программ ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕП, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ТАСИС и др.
3. В Казахстане поддерживается высокий уровень общественной безопасности, без приграничных, межгосударственных и. межнациональных конфликтов, проявлений международного терроризма. В стране своевременно пресечено распространение исламского фундаментализма. Полиэтничность культур и вероисповедания, которая в ряде стран явилась фактором неустойчивости, в Казахстане стала фактором устойчивости и дружбы с другими странами.
4. Высокий темп рыночных реформ и приватизации, что до сих пор имело негативное влияние на социальную и экономическую сферу. Тем не менее это создало предпосылки для адаптации к процессу глобализации, международному диалогу, повысило гибкость общественных институтов к переменам.
5. Наличие стимулов перехода к устойчивому развитию - высокий перспективный экономический потенциал экологически ориентированной деятельности. Огромные территории имеют малую плотность населения и достаточную экологическую емкость, а многие деградирующие экосистемы могут быть восстановлены на основе новых технологий. Например, потенциал развития туризма только в Или-Балхашском бассейне, включая Алматинскую область, составляет 5 млрд. долларов в год. За счет транспортных коридоров между Тихим океаном и Европой можно получать порядка 40 млрд. долларов в год.
6. Стратегическая ориентация страны на развитие туризма и выгодное транспортно-географическое положение вынуждают переводить к комплексу международных стандартов - высокой культуре обслуживания, сервиса, эффективного правообеспечения, безопасности, благоприятного качества окружающей среды, институтам страхования, упрощениям бюрократических процедур, визового режима и т.д.
7. Растущий общественный интеллект, менталитет, воспитанный духовными и патриотическими традициями Аблай хана, Казыбек би, Абая, Чокана Валиханова, Джамбула. Патриотизм всегда предполагает любовь к родному краю, природе и заботу о будущих поколениях. Кочевой образ жизни предков сформировал коммуникабельность, дипломатичность, гармонию с природой, выживаемость.
8. Необходимо отметить изменения в менталитете властных структур, уровне подготовки законов и управленческих решений, а также активизацию политики усиления кадрового менеджмента и реформирования государственного управления,
9. За прошедшее десятилетие отмечается тенденция усиления экологической политики:
- около 20 ратифицированных экологических конвенций и международных соглашений;
- ратифицирована Орхусская Конвенция;
- отклонены проекты развития атомной энергетики.
10. На территории Казахстана практически отсутствуют стихийные бедствия (вулканы, тайфуны, землетрясения).
11. Достигнут определенный прогресс потенциала экологической деятельности (программа институционального усиления для устойчивого развития с собственным штатом, два центра чистых производств, множество экологических фирм, создан комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, растет количество публикаций, изданий, сайтов по тематике устойчивого развития и окружающей среды, зарегистрированы свыше ста активных экологических неправительственных организаций (НПО)).
12. Движение НПО и общественных организаций, зародившееся в Республике Казахстан в начале 90-х годов, играет особую роль в становлении гражданского общества. Сегодня в стране существует несколько тысяч НПО, более 300 из них имеют экологическую направленность.
Глобализация экологической политики, демократизация общества, подписание и ратификация Орхусской Конвенции Казахстаном - это новый этап развития республики при непосредственном участии общественных экологических НПО. Конвенция является важным элементом осуществления Повестки дня на XXI век, и ее реализация будет способствовать дальнейшему усилению процесса демократизации и устойчивого развития.
Примером сотрудничества законодательной и исполнительной власти и НПО Республики Казахстан стало подписание в июне 2000 г. трехстороннего Меморандума о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитетом по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Бюро СРГ НПО Республики Казахстан. Постоянно растет количество проектов, выполняемых НПО.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются основные обязанности Казахстана в сфере устойчивого развития?
2. С какими международными экологическими организациями активно взаимодействует Республика Казахстан?
3. Какие внутренние и внешние предпосылки к формированию и реализации политики устойчивого развития имеет Казахстан?
4. Приведите примеры сотрудничества законодательной и исполнительной власти и НПО Республики Казахстан.