Лекция № 14-15: ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РК

Скачать


Цель: Рассмотреть основные перспективы устойчивого развития в РК.

План:

1.     Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

2.     Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития.

1. Законодательство Республики Казахстан

в области охраны окружающей среды

Обязательства Казахстана в сфере устойчивого развития

Подписав в Рио-де-Жанейро базовые документы Конферен­ции ООН по окружающей среде и развитию, Казахстан тем самым принял наравне с другими странами мирового сообщества ответст­венность за сотрудничество в области перехода к устойчивому раз­витию.

После конференции Казахстан постоянно участвует в между­народных форумах по окружающей среде и развитию, вступил во все основные международные организации, такие как Комиссия ус­тойчивого развития ООН, ЕЭК ООН, ЭСКАТО и др., а также активно инициирует соглашения на двусторонней и многосторонней осно­вах. Казахстан участвует в конвенционном процессе: ратифициро­ваны Конвенция по биоразнообразию (1994), Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1995), трансграничные Конвенции ЕЭК ООН (2000) - всего около 20 экологических конвенций и соглаше­ний.

Процесс устойчивого развития в Казахстане имеет целый ряд специфичных особенностей.

Во-первых, одним из крупных политических шагов нового го­сударства было закрытие Семипалатинского испытательного поли­гона и отказ от ядерного оружия. Это стало важнейшим вкладом страны в глобальный процесс устойчивого развития.

Продолжением этой инициативы явилось предложение Пре­зидента Республики Казахстан на 47 сессии Генеральной Ассамб­леи ООН о создании системы коллективной безопасности и сотруд­ничества в Азии, аналогичной системе ОБСЕ, на основе созыва Со­вещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Во-вторых, внешней и внутренней политике Казахстана при­сущ системный и диалектический подход. В концептуальных и стра­тегических документах Республики Казахстан, в работах и выступ­лениях Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева широко используются понятия, принципы и методические подходы ус­тойчивого развития. Долгосрочная стратегия развития - 2030, при­званная сбалансировать интересы и ресурсы нынешних и будущих поколений, воплощает в себе методологию стратегического плани­рования и современную парадигму устойчивого управления    государством - индикативное планирование, децентрализацию госу­дарственных полномочий, приоритетное развитие социального партнерства, достижение консенсуса, обеспечение политической стабильности, гармонизацию личных и государственных интересов.  

В третьих, устойчивое развитие Республики Казахстан формируется как поэтапный процесс:

-  В 1995 г. Указом Президента Республики Казахстан утвер­ждена Концепция экологической безопасности, где впервые вводит­ся термин «устойчивое развитие», его цели и принципы.

-  В 1997 г. начат и в 1998 г. закончен Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития (НПДООС/УР).

- В 2000 г. начала свою деятельность программа «Институ­циональное усиление для устойчивого развития».

- Концепция казахстанской Повестки-21 находится на стадии разработки, завершить работу над которой планируется в апреле 2002 г.

- Для реализации Повестки-21 в 2002 г. планируется созда­ние Национального Совета устойчивого развития и разработка вто­рой фазы ПДООС.

Непосредственным   продолжением   национального   плана действий стала программа Правительства Республики Казахстан и ПРООН «Институциональное усиление для устойчивого развития».

В отличие от большинства проектов международной донор­ской помощи, программа «Институциональное усиление для устой­чивого развития» является долгосрочной и рассчитана на четыре года. Почти вся работа по данной программе выполняется нацио­нальными экспертами, что делает ее результаты привязанными к реальным условиям Казахстана и сокращает финансовые издерж­ки. Приоритет отдается увеличению потенциала экологической дея­тельности, расширению институтов устойчивого развития.

Программа предусматривает проведение мониторинга эко­логических проектов и программ, что устранит дублирование, несо­гласованность и повысит эффективность использования бюджет­ных и донорских средств.

2. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан:

концепция Устойчивого развития

Интеграция в международные программы и партнерство с иностранными донорами

Казахстан активно взаимодействует с международными ор­ганизациями,  разрабатывая совместные проекты и координируя планы действий как по глобальным экологическим проблемам, та­ким как Арал, Балхаш, Каспий, изменение климата, охрана озоново­го слоя и др., так и по множеству национальных и региональных проблем.

Деятельность международных организаций и стран-доноров, проведение многочисленных семинаров, конференций и форумов помогли изменить менталитет и систему понятий управленческой и интеллектуальной элиты, правовых институтов и общественности.

Важную роль сыграли проекты и инициативы ЮНЕП (конвен­ции), ПРООН, Всемирного Банка, ОБСЕ, ЕЭК ООН (СПЕКА, ОРЭД), ЮСАИД, ТАСИС, НАТО, ГТЦ, ПМГ/ГЭФ и многих других доноров. Важное значение партнерства с международными организациями обусловлено активным участием Казахстана в процессе усиления прогрессивных тенденций глобализации.

В настоящее время Казахстан находится на второй условной стадии использования мировой помощи развитию, которая характе­ризуется избирательным выбором международной помощи и ин­теллектуальным партнерством «на равных».

Важнейшим результатом первой стадии стало формирова­ние института (сети) национальных экспертов, работающих по меж­дународным стандартам.

Условия и предпосылки для процесса устойчивого развития

Казахстан имеет целый ряд внутренних и внешних пред­посылок к формированию и реализации политики устойчивого развития: 

1. Первая (парадоксальная) предпосылка - наличие экологи­ческих и социальных кризисных явлений, активизирующих общест­венное сознание к переходу на принципы устойчивой жизнедея­тельности: ускоренное сокращение горных ледников, питающих ре­ки, загрязнение и подъем уровня Каспия, обмеление Арала и Бал­хаша, процессы опустынивания, эрозии и засоления земель, бес­контрольные лесные вырубки и пожары, неизученные последствия деятельности на многочисленных военных полигонах, резкое ухуд­шение качества питьевой воды, физический износ оборудования большинства энергетических систем, урбанизация и многие другие факторы, которые, взаимодействуя с мировым системным кризисом и острой конкурентной геополитической борьбой в центрально-азиатском регионе, могут привести через несколько лет к социаль­но-экономическому и политическому самоуничтожению.

2. Политическая стабильность, сбалансированная внешняя политика, устойчивое место в мировом политическом пространстве. Гарантом этого могут служить дружественные отношения с активно конкурирующими в регионе странами, а также то, что Казахстан яв­ляется членом важнейших международных организаций и программ ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕП, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ТАСИС и др.

3.  В Казахстане поддерживается высокий уровень общест­венной безопасности, без приграничных, межгосударственных и. межнациональных конфликтов, проявлений международного тер­роризма. В стране своевременно пресечено распространение ис­ламского фундаментализма. Полиэтничность культур и вероиспо­ведания, которая в ряде стран явилась фактором неустойчивости, в Казахстане стала фактором устойчивости и дружбы с другими стра­нами.

4.  Высокий темп рыночных реформ и приватизации, что до сих пор имело негативное влияние на социальную и экономическую сферу. Тем не менее это создало предпосылки для адаптации к процессу глобализации, международному диалогу, повысило гиб­кость общественных институтов к переменам.

5.  Наличие стимулов перехода к устойчивому развитию - вы­сокий перспективный экономический потенциал экологически ориентированной деятельности. Огромные территории имеют малую плотность населения и достаточную экологическую емкость, а мно­гие деградирующие экосистемы могут быть восстановлены на осно­ве новых технологий. Например, потенциал развития туризма толь­ко в Или-Балхашском бассейне, включая Алматинскую область, составляет 5 млрд. долларов в год. За счет транспортных коридоров между Тихим океаном и Европой можно получать порядка 40 млрд. долларов в год.

6. Стратегическая ориентация страны на развитие туризма и выгодное транспортно-географическое положение вынуждают переводить к комплексу международных стандартов - высокой культу­ре обслуживания, сервиса, эффективного правообеспечения, безо­пасности, благоприятного качества окружающей среды, институтам страхования, упрощениям бюрократических процедур, визового ре­жима и т.д.

7. Растущий общественный интеллект, менталитет, воспи­танный духовными и патриотическими традициями Аблай хана, Казыбек би, Абая, Чокана Валиханова, Джамбула. Патриотизм всегда предполагает любовь к родному краю, природе и заботу о будущих поколениях. Кочевой образ жизни предков сформировал коммуникабельность, дипломатичность, гармонию с природой, выживае­мость.

8.  Необходимо отметить изменения в менталитете властных структур, уровне подготовки законов и управленческих решений, а также активизацию политики усиления кадрового менеджмента и реформирования государственного управления,

9.  За прошедшее десятилетие отмечается тенденция усиле­ния экологической политики:

-  около 20 ратифицированных экологических конвенций и международных соглашений;

- ратифицирована Орхусская Конвенция;

- отклонены проекты развития атомной энергетики.

10.  На территории Казахстана практически отсутствуют сти­хийные бедствия (вулканы, тайфуны, землетрясения).

11.  Достигнут определенный прогресс потенциала экологи­ческой деятельности (программа институционального усиления для устойчивого развития с собственным штатом, два центра чистых производств, множество экологических фирм, создан комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, растет количество публикаций, изданий, сайтов по тематике устойчивого развития и окружающей среды, за­регистрированы свыше ста активных экологических неправительст­венных организаций (НПО)).

12.  Движение НПО и общественных организаций, зародив­шееся в Республике Казахстан в начале 90-х годов, играет особую роль в становлении гражданского общества. Сегодня в стране су­ществует несколько тысяч НПО, более 300 из них имеют экологиче­скую направленность.

Глобализация экологической политики, демократизация об­щества, подписание и ратификация Орхусской Конвенции Казах­станом - это новый этап развития республики при непосредствен­ном участии общественных экологических НПО. Конвенция являет­ся важным элементом осуществления Повестки дня на XXI век, и ее реализация будет способствовать дальнейшему усилению процес­са демократизации и устойчивого развития.

Примером сотрудничества законодательной и исполнитель­ной власти и НПО Республики Казахстан стало подписание в июне 2000 г. трехстороннего Меморандума о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Ко­митетом по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Бюро СРГ НПО Республики Казахстан. Постоянно растет количество проектов, выполняемых НПО.

        

Вопросы для самоконтроля:

1.     В чем заключаются основные обязанности Казахстана в сфере устойчивого развития?

2.     С какими международными экологическими организациями активно взаимодействует Республика Казахстан?

3.     Какие внутренние и внешние предпосылки к формированию и реализации политики устойчивого развития имеет Казахстан?

4.     Приведите примеры сотрудничества законодательной и исполнитель­ной власти и НПО Республики Казахстан.


Скачать


zharar.kz