ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2 (сдается на 4 неделе)

Скачать


Тема: Регуляция численности популяции

Совокупность особей одного вида, обитающих на определен­ном участке природы, называют популяцией. Исследование популяций имеет значение при изучении биоло­гии вредителей растений, переносчиков заболевании, организации охоты на диких животных, восстановлении численности исчезающих видов и т.п.

Одним из основных факторов, влияющих на размеры популя­ции живых организмов является процент особей, погибающих до дос­тижения половой зрелости (смертность в дорепродуктивном периоде). Эта величина гораздо более изменчива, чем плодовитость (рождаемость). Для того, чтобы численность популяции оставалась постоянной, в среднем от каждой пары до репродуктивного возраста должны доживать только 2 потомка (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология, Т. 2., 1993).

Задание 1.

а) Изучите таблицу 1.

Таблица 1 – Сравнительная плодовитость отдельных видов животных

Вид животного

Среднее число оплодотворенных яиц, произ­водимых самкой в течение всей жизни, шт.

Число потомков, которые должны погибнуть до наступления половой зрелости, шт.

Величина смертности в дорепродуктивном возрасте, %

Устрица

100х106

Треска

9х106

Камбала

35х104

Лосось

10х104

Трехиглая колюшка

5х102

Мышь

50

Акула

20

Пингвин

8

Слон

5

б) Напишите для каждого вида число потомков, которые должны погибать до наступления половой зрелости, чтобы числен­ность популяций оставалась неизменной. Затем, выразите это число в процентах от общего числа оплодотворенных яиц (это дает величину смертности в дорепродуктивном периоде).

в) Объясните, почему плодовитость трехиглой колюшки и аку­лы намного меньше, чем у других рыб, данные для которых приведены в таблице.

Кривую выживания строят на основе популяции новорожден­ных особей, отмечая число выживших за определенный отрезок време­ни.

По вертикальной оси обычно откладывают или абсолютное число выживших особей, или их процент от исходной популяции:

(Число выживших особей/ Численность исходной популяции) х 100 %

Каждому виду свойственна характерная кривая выживания, форма которой, отчасти, зависит от смертности неполовозрелых осо­бей. На рисунке 1 приведены типичные кривые.

Рисунок I. Три типа кривых выживания.

Задание 2.

а) Изучите приведенные кривые выживания трех популяций.

б) Определите, в каком из 3-х случаев выше смертность молодых особей? Как это будет влиять на размеры популяции (т.е. где будет больше общее количество особей?).

в) Подумайте, в каких случаях на практике может появиться необходимость составления кривых выживания популяций?

г) Приведите примеры популяций, для которых характерны данные типы кривых выживания.

д) Объясните, в популяции какого типа I или III нужна большая скорость размножения для поддержания стабильной численности особей.

Задание 3. Решите задачу.

Осенью каждая самка лосося откладывает 3200 икринок на гравий в мелких местах в реке. Следующей весной 640 мальков, вы­ведшихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели; уце­левшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере один год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыбы, уцелевшие из числа се­ребрянок, возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года: они нерес­тятся и умирают. Подсчитайте процент смертности для лосося в каж­дом случае из следующих периодов:

а)  от откладки икры до переселения мальков в озеро спустя 6 месяцев;

б) за 12 месяцев жизни в озере;

в) за 30 месяцев от выхода из озера до возращения к местам нереста.

Задание 4.

Нарисуйте кривую выживания лосося (зависимость процента выживающих особей от возраста). Какова величина дорепродуктивной смертности среди этих лососевых?


Скачать


zharar.kz