Цель лекции: Определиться студентам в определении задач музыкального образования и воспитания.
Основные вопросы:
1. Ведущие задачи музыкального образования и воспитания.
2. Значение развития у учащихся интереса к музыке, её восприятия , формирования навыков выразительного исполнения произведений, опора на положения музыкальной эстетики, психологии, дидактики.
В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать становление и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Д. Б. Кабалевский сформулировал цели музыкального образования в статье «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которая издается как введение в его программе для начальной школы.
Л. В. Школяр выдвигает три компонента понятия музыкальная культура: музыкальный опыт, музыкальная грамотность и музыкально-творческое развитие.
Методика – это та часть педагогики, которая трактует как: как на основе дидактических принципов, с помощью каких приемов, способов, методов наиболее целесообразно строить учебно-воспитательный процесс, как решать входящие в него общий и частные задачи. Методика освещает и частные задачи, например приемы разучивания песен.
Фактически, результат всей работы учителя-музыканта зависит от того, как он понимает сущность музыкального искусства, его специфику, содержание, его познавательные и воспитательные возможности. Учитель должен быть в курсе основных тенденций в области музыкальной эстетики, знать о разных точках зрения на музыкальное искусство как таковое.
Педагогика определяет термин воспитание как развитие духовных и физических сил детей, формирование их мировоззрения и приобретение ими знаний, умений и навыков. Воспитание ориентировано прежде всего на формирование качеств личности, ее духовного мира. И учитель музыки должен постоянно иметь в виду именно этот аспект.
Учитель хорошо должен знать особенности и возможности детей в каждом классе. Однако характеристики возрастных групп подвижны, изменчивы, поскольку изменение социальных условий накладывает на них свой отпечаток.
Цель определяет задачи, принципы, содержание, методы и формы.
Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.
К задачам отнесены:
· Развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого, эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;
· Знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;
· Педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;
· Развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской « деятельности;
· Воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;
· Развитие потребности общения с высокохудожественной музыкой;
· Арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;
· Целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;
· Помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.
Э. Б. Абдуллин в 1983 году выделил в задачах три направления: формирование эмоционального, сознательного и деятельностно-практического отношения к музыке.
Методика музыкального воспитания как наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы:
· Воспитывающего обучения;
· Научности и доступности осваемого материала;
· Нагладности при его преподнесении;
· Прочности знаний, умений и навыков;
· Активности и самостоятельности деятельности;
· Связи с жизнью и интересами детей.
Принцип (от лат. основа, первоначало) традиционно понимается как руководящая, основополагающая, фундаментальная идея, как ведущее понятие, как система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса.
В 1957 году Локшин Д. Л. Впервые дал обоснование основным принципам обучения хоровому пению в школе: это единство эмоционального и логического, технического и художественного
В 1963 году О. А. Апраксина определила принципы специфические для музыкального образования:
· Единство художественного и технического;
· Единство эмоционального и сознательного;
· Единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы.
В истории музыкального обучения и воспитания выделялись и концептуальные принципы:
Б. В. Асафьев: контраст в музыке и в музыкальном воспитании; художественности; импровизации.
Д. Б. Кабалевский: связи музыки и жизни; увлеченности; изучение музыки как живого, образного искусства; сходства и различия; тематического построения; целостности урока.
Л. В. Горюнова: целостности урока; образности; интонационности.
Кадобнова И. В., Усачева Г. О. и Школяр Л. В.: доступности; обращение к народной педагогике; импровизационности; образно-игрового вхождения в музыку.
М. Х. Балтабаев: тематизма; диалектической взаимосвязи народного искусства и современной жизни.
Елеманова, Валлиулина, Саильянс, Маханова, Кульманова: тематизма; интереса; принципов музыкальной педагогики.