Цели, задачи и принципы музыкального обучения и воспитания

Скачать

Цель лекции: Определиться студентам в определении задач музыкального образования и воспитания.

Основные вопросы:

1.      Ведущие задачи музыкального образования и воспитания.

2.      Значение развития у учащихся интереса к музыке, её восприятия , формирования навыков выразительного исполнения произведений, опора на положения музыкальной эстетики, психологии, дидактики.

В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать становление и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Д. Б. Кабалевский сформулировал цели музыкального образования в статье «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которая издается как введение в его программе для начальной школы.

Л. В. Школяр выдвигает три компонента понятия музыкальная культура: музыкальный опыт, музыкальная грамотность и музыкально-творческое развитие.

Методика – это та часть педагогики, которая трактует как: как на основе дидактических принципов, с помощью каких приемов, способов, методов наиболее целесообразно строить учебно-воспитательный процесс, как решать входящие в него общий и частные задачи. Методика освещает и частные задачи, например приемы разучивания песен.

Фактически, результат всей работы учителя-музыканта зависит от того, как он понимает сущность музыкального искусства, его специфику, содержание, его познавательные и воспитательные возможности. Учитель должен быть в курсе основных тенденций в области музыкальной эстетики, знать о разных точках зрения на музыкальное искусство как таковое.

Педагогика определяет термин воспитание как развитие духовных и физических сил детей, формирование их мировоззрения и приобретение ими знаний, умений и навыков. Воспитание ориентировано прежде всего на формирование качеств личности, ее духовного мира. И учитель музыки должен постоянно иметь в виду именно этот аспект.

Учитель хорошо должен знать особенности и возможности детей в каждом классе. Однако характеристики возрастных групп подвижны, изменчивы, поскольку изменение социальных условий накладывает на них свой отпечаток.

Цель определяет задачи, принципы, содержание, методы и формы.

Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

К задачам отнесены:

·         Развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого, эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

·         Знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

·         Педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

·         Развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской « деятельности;

·         Воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

·         Развитие потребности общения с высокохудожественной музыкой;

·         Арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;

·         Целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;

·         Помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

Э. Б. Абдуллин в 1983 году выделил в задачах три направления: формирование эмоционального, сознательного и деятельностно-практического отношения к музыке.

Методика музыкального воспитания как наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы:

·         Воспитывающего обучения;

·         Научности и доступности осваемого материала;

·         Нагладности при его преподнесении;

·         Прочности знаний, умений и навыков;

·         Активности и самостоятельности деятельности;

·         Связи с жизнью и интересами детей.

Принцип (от лат. основа, первоначало) традиционно понимается как руководящая, основополагающая, фундаментальная идея, как ведущее понятие, как система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса.

В 1957 году Локшин Д. Л. Впервые дал обоснование основным принципам обучения хоровому пению в школе: это единство эмоционального и логического, технического и художественного

В 1963 году О. А. Апраксина определила принципы специфические для музыкального образования:

·         Единство художественного и технического;

·         Единство эмоционального и сознательного;

·         Единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы.

В истории музыкального обучения и воспитания выделялись и концептуальные принципы:

Б. В. Асафьев: контраст в музыке и в музыкальном воспитании; художественности; импровизации.

Д. Б. Кабалевский: связи музыки и жизни; увлеченности; изучение музыки как живого, образного искусства; сходства и различия; тематического построения; целостности урока.

Л. В. Горюнова: целостности урока; образности; интонационности.

Кадобнова И. В., Усачева Г. О. и Школяр Л. В.: доступности; обращение к народной педагогике; импровизационности; образно-игрового вхождения в музыку.

М. Х. Балтабаев: тематизма; диалектической взаимосвязи народного искусства и современной жизни.

Елеманова, Валлиулина, Саильянс, Маханова, Кульманова: тематизма; интереса; принципов музыкальной педагогики.


Скачать


zharar.kz