Цель лекции: формирование творческой выразительности посредством изучения специфических особенностей муз.инструментов.Познакомить студентов с историей происхождения муз.инструментов.
Основные вопросы и их тезисное изложение:Немного о флейте и ксилофоне,характеристика медных духовых инструментов.
Ксилофон
Ксилофон |
|
Классификация |
|
Родственные инструменты |
|
Ксилофо́н(отгреч.ξύλον — дерево + φωνή — звук) —ударный музыкальный инструментс определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).
Тембрксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий, в пиано.
Ксилофон, усовершенствованный Гузиковым
Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Белорусский музыкантМихоэл Гузиковрасширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.
На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.
Первый известный случай применения ксилофона в оркестре — Семь вариацийФердинанда Кауэра, написанные в1810году. Его партии в свои произведения включал французский композитор Кастнер. Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон — симфоническая поэмаКамиля Сен-Санса«Пляска смерти» (1872).
В настоящее время ксилофон употребляется всимфоническом оркестре, на эстраде, крайне редко — как сольный инструмент ("Фантазия на темы японских гравюр» для ксилофона с оркестром, Op. 211, (1964)Алана Хованесса
Флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов.ОГни бывают поперечными и продольными.Продольные держат прямо перед собой,Вдувая воздух в отверстие на верхнем конце флейты.Поперечные держат в горизонтальном направлении,вдувая воздух в боковое отверстие флейты.
Самые первые упоминания о продольной флейте существуют в греческой мифологии и истории Египта(третье тысячилетие до нашей эры)
В Китае первые упоминания о поперечной флейте с пятью-шестью отверстиями для пальцев относятся к 1 тысячилетию до нашей эры,так же, как в Японии и Индии.Революционные изменения в конструкции флейты случились в самой середине 19 века при помощи Теобальда Бему.
Современные флейты хоть и являются духовыми инструментами из дерева, но ини производятся, как правило, из сплавов металла с применением золота.
Серебра и даже плптины. Это придает им более яркое звучание и легкое из
Влечение звука в отличие от деревянных флейт,которые предшествовали флейтам в прошлых столетиях.
Флейта-это один из самых виртуозных инструментов симфонического оркестра. Ее партии пестрят арпеджио и пассажами.
Медные духовые инструменты-Группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических звуков, путем изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ.
Наименование «медные» историченски восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты,в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро, а некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения( например, серпент) были выполнены из дерева.
К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, корнет, флюгегорн, тромбон, туба.Отдельную группу составляют саксгорны.Старинные медные инструменты-сакбут(предшественник современного тромбона(,серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай.
Медные духовые широко применяются в различных музыкальных жанрах и составах. В составе симфонического оркестраони образуют одну из основных его групп. Стандартный состав симфонического оркестра включает:
В партитурах XIX века в симфонический оркестр также нередко включалиськорнеты, однако с развитием исполнительской техники их партии стали исполнять на трубах. Прочие медные инструменты появляются в оркестре лишь эпизодически.
Медные инструменты являются основойдухового оркестра, в который помимо вышеуказанных инструментов также входятсаксгорныразных размеров.
Сольная литература для медных достаточно многочисленна ― виртуозные исполнители на натуральных трубах и валторнах существовали уже в эпоху раннего барокко, и композиторы охотно создавали для них свои сочинения. После некоторого спада интереса к духовым инструментам в эпоху романтизма, в XX веке произошло открытие новых исполнительских возможностей медных инструментов и значительное расширение их репертуара.
В камерных ансамблях медные инструменты применяются относительно редко, однако они могут сами объединяться в ансамбли, из которых наиболее распространёнбрасс-квинтет(две трубы, валторна, тромбон, туба).
Трубы и тромбоны играют важную роль в джазе и ряде других жанров современнной музыки.
Вопросы для самоконтроля:
1.Характеристика музыкального инструмента(флейта, ксилофон)
2.Роль ксилофона в музыке
3. Виды флейт
4.Современные характеристики флейты.
5. Характеристика медных духовых инструментов.
6.Применение медных духовых в музыке
Рекомендуемая литература:
1.Бражникова М.Фортепиано.М.,1967
2.Зимин П.История фортепиано и его предшественников.М.,1968
Дополнительная литература:
Гат И. Техника фортепианной игры-М.,1957
(конспект лекции)