Активность познавательная — свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям.
Активные методы – это методы, суть которых состоит в том, что студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания.
Активные методы обучения — 1. Методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. 2. Методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся: беседа, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг. 3. Методы обучения, обеспечивающие интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующие проявлению творческих способностей в обучении.
Блиц-игра – это разновидность игровой деятельности, которая аккумулирует в себе некоторые признаки таких форм, как конкретная ситуация, разыгрывание ролей, «мозговой штурм» и деловая игра.
Взаимное обучение — метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует выравниванию общего уровня освоения учебного материала.
Взаимодействие в психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенность взаимодействия — его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью, в определенном пространстве и времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия: в опосредованных формах взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослаблены.
Взаимодействие групповое — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.
Взаимодействие межличностное — 1. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. 2. В узком смысле — система взаимнообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Взаимодействие педагогическое — детерминированная образовательной ситуацией особая связь субъектов и объектов образования, основанная на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящая к количественным и/или качественным изменениям в организации педагогического процесса.
Группа — 1. Социальная относительно устойчивая общность учащихся, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. 2. Совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками. 3. Совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения. 4. Совокупность индивидов, придерживающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные ими социальные роли на основе стандартизированных образцов взаимодействия. Виды групп: внешняя / внутренняя, возрастная, естественная, контрольная, малая, неформальная, первичная, профессиональная, референтная, формальная и др.
Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.
Дебаты - это такая форма групповой деятельности учащихся, в ходе которой противоборствующие стороны высказывают свои аргументы, доводы и доказательства.
Деловая игра - групповая форма обучения, используемая для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, способствующая выработке умения формулировать и высказывать оценочные суждения, уважительно выслушивать мнения других, анализировать собственную позицию по правовым проблемам.
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью в ходе, которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Дидактическая игра представляет собой более простой, чем деловая игра, вид игры. Она требует меньших затрат времени, как на разработку, так и на проведение. Созданная проблемной ситуацией напряженность мышления рождает потребность найти способ её решения в процессе дискуссии.
Динамика групповая — 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и окружающей средой, включая другие группы. 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций и процессов принятия решений в группе.
Диспут – это форма групповой деятельности, при которой создается ситуация открытого группового спора, имеется явное столкновение идей и аргументов двух противоборствующих сторон и учащимся дается возможность открыто отстаивать свою точку зрения.
Игра — 1. Непринужденная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой выражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. Форма деятельности в условиях, ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного социально закрепленных способах осушествления предметных действий.
Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Средствами и.о. могут выступать индивидуальные и групповые задания.
Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником.
Инновации – (от англ. innovation – нововведение, новация) - это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно- воспитательного процесса.
Интерактивное обучение— 1. Способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. 2. Обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивные методы (от англ. Interact - во взаимодействии) — методы, которые предполагают совместное обучение, т.е. обучение в сотрудничестве: и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения.
Интерактивные методы - это методы, которые позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения «целостного» человека.
Интеракционизм - направление в современной социальной психологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
Интеракционизм символический — интеракционизм, который основное внимание уделяет изучению символических аспектов взаимодействия, трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками социальной ситуации.
Интеракция социальная — 1. Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. 2. Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных систем, обществ друг на друга.
Интерес — познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Интересы делятся на эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием, и постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.
Классификация – это упорядоченная по определённому признаку система.
Кроссворд – игра - задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.
Метод – путь достижения цели и задач обучения.
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся. В методах обучения заложены цели обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Мозговая атака — метод группового обучения и стимулирования познавательной деятельности, реализующийся в совместном разрешении поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Участников побуждают к свободному выдвижению идей с их последующим критическим рассмотрением.
Мозговой штурм - это прием групповой работы учащихся, целью которых является стимулирование группы к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей по данной проблеме.
Обмен ролями — процесс комбинирования исполняемых социальных ролей с целью уменьшить напряжение, избежать конфликтов и выполнить многообразные ролевые обязательства на достаточно высоком уровне.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Обратная связь — воздействие результатов функционирования объекта на сам процесс. Обратная связь предоставляет индивиду информацию о том, как его воспринимают другие люди, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его. Обратная связь дает индивиду возможность понять и оценить свою роль в межличностных и деловых ситуациях. Обратная связь может быть прямой, косвенной, немедленной, отсроченной, личностной (эмоционально окрашенной, оценочной, нейтральной, описательной и пр.).