Цель: обосновать роль умения управлять учебно-воспитательным процессом начальной школы.
Задачи:
1. способствовать усвоению роли мастерства учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников;
2. усвоение значения мастерства учителя в организации и управлении самостоятельной работой учащихся.
Рассматриваемые вопросы:
1. Мастерство учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников.
В качестве основного подхода, определяя сущность деятельности профессионала-мастера, следует рассматривать ее как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптимальную. В этом случае профессиональное мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе.
Педагогическое мастерство должно рассматриваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Условием совершенствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации — получение дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний (Бенедиктова Т. А.).
В педагогике профессиональное мастерство учителя понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя». Б. Т. Лихачев определяет педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, «совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей». Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способности и педагогическая техника.
Планирование как одна из управленческих функций. При самом общем подходе управление представляет собой элемент организованной системы, обеспечивающий сохранение определенной структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию цели и программы деятельности. В последние годы широкое распространение получает термин «менеджмент», который в переводе с английского языка означает то же самое слово «управление». В теории и практике обычно выделяют следующие функции управления: анализ состояния деятельности, планирование, организация деятельности, стимулирование, контроль и регулирование (коррегирование) процесса выполнения решений, подведение итогов деятельности.