Тема 10. Мастерство учителя начальных классов в управлении учебно-воспитательным процессом начальной школы

Скачать

         Цель: обосновать роль умения управлять учебно-воспитательным процессом начальной школы.

         Задачи:

1. способствовать усвоению роли мастерства учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников;

2. усвоение значения мастерства учителя в организации и управлении самостоятельной работой учащихся.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Мастерство учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников.

         В качестве основного подхода, определяя сущ­ность деятельности профессионала-мастера, следу­ет рассматривать ее как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптималь­ную. В этом случае профессиональное мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ори­ентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его дости­жения. Профессионализм педагогической деятель­ности заключается в том, что педагог владеет ис­кусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе.

         Педагогическое мастерство должно рассматри­ваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокуп­ности требований, выдвигаемых перед учителем кон­кретной системой образования. Условием совершен­ствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации — получе­ние дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных зна­ний (Бенедиктова Т. А.).

         В педагогике профессиональное мастерство учи­теля понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навы­ков методического искусства и личных качеств учи­теля». Б. Т. Лихачев определяет педагогическое ма­стерство как часть педагогического искусства, «со­вершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навы­ков, соединенное с профессиональной увлеченнос­тью, развитым педагогическим мышлением и ин­туицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей». Главными составляющими педагогического мастер­ства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная на­правленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способ­ности и педагогическая техника.

         Планирование как одна из управленческих функций. При самом общем подходе управление представляет собой элемент организованной системы, обеспечивающий сохранение определенной структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию цели и программы деятельности. В последние годы широкое распространение получает термин «менеджмент», который в переводе с английского языка означает то  же  самое слово «управление». В теории и практике  обычно выделяют следующие функции управления: анализ состояния деятельности, планирование, организация деятельности, стимулирование, контроль и регулирование (коррегирование) процесса выполнения  решений, подведение итогов деятельности.                                                 


Скачать


zharar.kz