Цель: раскрыть сущность интерактивных методов обучения и их основные признаки.
План.
1. Сущность понятия «интерактивные методы обучения».
2. Основные признаки интерактивных методов обучения.
Сущность понятия «интерактивные методы обучения».
Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития.
И.Ф.Харламов дает следующее определение сущности понятия «метода обучения»: «Под методом обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно–познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [1].
В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; и «акция» - усиленная деятельность (активный – развивающийся, усиленно действующий – словарь). Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы определяется как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [2].
Основные признаки интерактивных методов обучения.
С.С.Кашлев выделяет следующие основные признаки интерактивных методов обучения:
- полилог (многоголосие – греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и педагога, и учащихся.
- диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнёров, субъектов взаимодействия.
- мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
- смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами.
- свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.
- ситуации успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.
- позитивность и оптимистичность оценивания – ведущее из условий, способствующих созданию ситуаций успеха.
- рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности [2].
Литература.
1. Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. –Ростов–на–Дону: Феникс, 2002.
2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. – Мн.: «Выш. шк.», 2004г.
3. Коротаева Е. В. Погружение в общение. //Директор школы , 2000г.– №1, с.50–55
4. Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно–методическое пособие. Астана, 2008 г.
5. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы // Учитель. 2000– №1, с.25–28
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «интерактивные методы обучения».
2. Перечислите основные признаки интерактивных методов обучения