Лекция 1. Тема: Сущность интерактивных методов обучения и их признаки.

Скачать

Цель: раскрыть сущность интерактивных методов обучения и их основные признаки.

План.

1. Сущность понятия «интерактивные методы обучения».

2. Основные признаки интерактивных методов обучения.

Сущность понятия «интерактивные методы обучения».

Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития.

И.Ф.Харламов дает следующее определение сущности понятия «метода обучения»: «Под методом обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно–познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [1].

В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; и «акция» - усиленная деятельность (активный – развивающийся, усиленно действующий – словарь). Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы определяется как способы целенаправленного усиленного межсубъектного  взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [2].

Основные признаки интерактивных методов обучения.

С.С.Кашлев выделяет следующие основные признаки интерактивных методов обучения:

  - полилог (многоголосие – греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и педагога, и учащихся.

- диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнёров, субъектов взаимодействия.

- мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

-  смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя  смыслов, содержания предметов и явлений  по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами.

-  свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.

-  ситуации успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.

- позитивность и оптимистичность оценивания – ведущее из условий, способствующих созданию ситуаций успеха.

-  рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности [2].

Литература.

1.            Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. –Ростов–на–Дону: Феникс, 2002.

2.            Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. – Мн.: «Выш. шк.», 2004г.

3.            Коротаева Е. В. Погружение в общение. //Директор школы , 2000г.– №1, с.50–55

4.            Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно–методическое пособие. Астана, 2008 г.

5.            Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы // Учитель. 2000– №1, с.25–28

    Вопросы для самопроверки:

1.     Дайте определение понятию «интерактивные методы обучения».

2.     Перечислите основные признаки интерактивных методов обучения


Скачать


zharar.kz