Образование - 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений, навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.
Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия
людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной деятельностью. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определённой системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является её общественная направленность, непосредственно связанна с мировоззрением. Потребности, мотивы и интересы обуславливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека.
Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области; ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Классный руководитель – лицо, в обязанности которого входит руководство ученическим коллективом, учебной и внеучебной деятельностью.
Профессиональные педагогические функции – предписанные педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.
Компетентность – овладение знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.
Культуросообразность - учёт в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, всей современной культуры и культуры страны являющейся родиной ученика.
Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.
Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Педагогический такт - это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними.
Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.
Педагогическое мастерство - это совокупность психолого-педагогической эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники.
Педагогическое общение - вид духовной деятельности, которая в свое содержание обязательно включает как передачу (ретрансляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового - формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека.
Профессиональная компетентность - совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
Профессиональная культура общения учителя - социально значимый показатель (мера) его способностей, умения осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач.
Профессиональная ориентация - предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Профессиональное мастерство учителя в педагогике понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя».
Профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность.
Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.
Общение - процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности.
Мониторинг – средство наблюдения, регистрации и отслеживания работы программы или проекта. Является во многом инструментом управления; обеспечивает сохранность текущей информации, что делает возможным проследить процесс осуществления принятого плана.
Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.
Целеполагание – легитимизация целей, закрепление их в официальных выражениях образовательной политики государства, придание им законодательного статуса, нормативных установках.
Ценностная ориентация личности – содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями.
Квалификация профессиональная – степень профессиональной подготовленности работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.
Воспитательная работа – организация жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на создание условий для полноценного развития личности.
Педагогический анализ - это оценочное рассмотрение сущностных элементов воспитания.