Глоссарий (список терминологии с кратким описанием)

Скачать

Образование -  1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений, навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных государством образовательных уровней.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия

людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной деятельностью. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом,  включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся  в определённой системе  общественных отношений. Основным в характеристике личности является её  общественная  направленность, непосредственно связанна с мировоззрением. Потребности, мотивы и интересы обуславливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека.

Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области; ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Классный руководитель – лицо, в обязанности которого входит руководство ученическим коллективом, учебной и внеучебной деятельностью.

Профессиональные педагогические функции – предписанные педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Компетентность – овладение знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.

Культуросообразность -  учёт в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, всей современной культуры и культуры страны  являющейся родиной ученика.

Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведе­ния учителя.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и мо­ральных ценностей.

Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учи­тель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогический такт - это соблюдение учите­лем чувства меры в общении с детьми в самых раз­нообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспита­тельных отношений с ними.

Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Педагогическое мастерство - это совокупность психолого-педагогиче­ской эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники.

Педагогическое общение - вид духовной деятельности, кото­рая в свое содержание обязательно включает как передачу (ретран­сляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, про­дуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового - формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека.

Профессиональная компетентность - сово­купность индивидуальных свойств личности, состо­ящих в специфической чувствительности к объек­ту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

Профессиональная культура общения учителя - социально значимый показатель (мера) его способностей, умения осуществ­лять свои взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стрем­лений в процессе решения поставленных педагогической деятель­ностью конкретных задач.

Профессиональная ориентация - предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Профессиональная честь в педагогике - это по­нятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Профессиональное мастерство учи­теля в педагогике понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навы­ков методического искусства и личных качеств учи­теля».

Профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую го­товность.

Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Общение - процесс непосредственных взаимоотношений, об­ращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответ­ствии с социальными нормами и условиями осуществляемой дея­тельности.

Мониторинг – средство наблюдения, регистрации и отслеживания работы программы или проекта. Является во многом инструментом управления; обеспечивает сохранность текущей информации, что делает возможным проследить процесс осуществления принятого плана.

Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.

Целеполагание – легитимизация целей, закрепление их в официальных выражениях образовательной политики государства, придание им законодательного статуса, нормативных установках.

Ценностная ориентация личности – содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями.

Квалификация профессиональная – степень профессиональной подготовленности работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.

Воспитательная работа – организация жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на создание условий для полноценного развития личности.

Педагогический анализ - это оценочное рассмотрение сущностных элементов воспитания.


Скачать


zharar.kz