Лекция 7. Тема: Теория целостного педагогического процесса как основа использования интерактивных методов обучения.

Скачать

Цель: сформировать знания о теории целостного педагогического процесса.

План.

1.Сущность технологического подхода в образовании

2.Структура педагогической технологии

Сущность технологического подхода в образовании Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, педагогическим процессам.

Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход в производственной сфере - представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре — это явление, новое для социальной действительности в нашей стране.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют несколько различных позиций.

1.      Педагогические технологии как средство, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова,  М. Мейер).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный .набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология — это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

Школьные технологии — средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова).

В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порождённых революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды.

2.      Вторую позицию представляют В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, М.А Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, A.M. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Они считают, что педагогическая технологии это процесс коммуникации  (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.

Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастерства преподавания, воспитания.

Педагогическая технология — это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А.Чошанов).

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология — это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир).

3.      Представители третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

Технология обучения (педагогическая технология) — новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

Образовательная технология — это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В.В. Гузеев).

Данная позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированности результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик).

4.      Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (MB. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Из приведённых определений следует, что педагогическая технология — это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщённости. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая, генетические корни понятия.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики.

Структура педагогической технологии

Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороне включает в себя ряд её составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчинённых класс, образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций Метатехнологии представляют образовательные процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.

Макротехнологии, или отраслевые педагогически технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровни). Примеры: технология преподавания  учебного предмета, технология компенсирующего обучения.

Мезотехнологии, или модульно-локальные, — технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторении или контроля знаний.

4. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень.). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов  по коррекции отдельных качеств индивида.

Структура понятия «педагогическая технология» может быть  представлена в виде логико-смысловой модели (семантического фрактала по В.Э. Штейнбергу).

Семантический фрактал представляет логико-смысловую модель знания в виде многомерной системы координат.  Геометрически он изображается как плоский радиально-концентрический каркас, на котором размещены смысловые элементы знания  (знаково-символические элементы, опорные сигналы, понятийные, графические и символические значения), образующие семантически связную систему.

Итак, педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компоненте педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения paзличных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

комплексно решать образовательные и социально воспитательные проблемы;

- обеспечить благоприятные условия для развития личности;

- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Литература.

1.     Тесленко А.Н. Педагогика: Учебное пособие для магистрантов – Астана: ЕАГИ, 2010.-465с.

2.     Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: учебное пособие. – Алматы, 2002г.

3.     Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

Вопросы для самопроверки:

1.       В чем состоит сущность технологического подхода в педагогическом процессе ?

2.       Что такое педагогическая технология ?

3.       Какова структура педагогической технологии ?


Скачать


zharar.kz