Цель: раскрыть сущность понятия «дискуссия». Научить использовать дискуссию в целостном педагогическом процессе.
План.
1. Сущность понятия «дискуссия».
Сущность понятия «дискуссия».
Один из распространенных видов интерактивных методов обучения является дискуссия. Дискуссия в переводе с латинского языка «discussio» означает исследование или разбор.
Дискуссия – это метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения [1]
Основная задача дискуссии - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.
Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций/3,39/.
Дискуссия – это метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения /1,4/.
Метод дискуссии наиболее эффективно применять в преподавании гуманитарных дисциплин. Основной задачей дискуссии является выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
О.А.Голубкова выделяет следующие виды дискуссий:
1. тематическая дискуссия – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;
2. биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;
3. интеракционную – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь».
Литература.
1. Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.
2. Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.
4. Соосаар, Н. Интерактивные методы преподавания/Н. Соосаар. Сн. Петербург, 2004 .
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «дискуссия»
2. Осбенности метода дискуссии