Цель: раскрыть сущность понятия «дискуссия». Научить использовать дискуссию в целостном педагогическом процессе.
План.
1. Современные виды групповых дискуссий.
Современные виды групповых дискуссий.
Дискуссии можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов проведения, задач и направленности обсуждения.
Первый тип - это структурированная, или регламентированная дискуссия.
На подобного рода занятии ученики имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения. Смысл дискуссии такого типа заключается в том, что «малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему вопрос, как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.
В начале урока учитель формулирует общую проблему занятия перед всем классом и даже в ряде случаев выдвигает возможные гипотезы по ее решению. Гипотезы рассматриваются под углом зрения небольшой проблемы, исследованием которых ребята и занимаются. Учитель определяет и регламентирует и структуру малых групп, и структуру тех знаний, которые каждая группа должна добыть в ходе урока.
Состав группы может быть примерно такой: ведущий, задача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюдатель дает оценку участия каждого члена группы.
Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.
Суть урока такого типа заключается в обсуждении проблем, вопросов с позиций «очевидцев» событий, как бы абстрагируясь от оценок современных людей, учебников и дополнительной литературы. Часть ребят представляет современных экспертов, и поэтому имеет более поздние оценки исторических событий. Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии. Группы в этой дискуссии, как правило, довольно большие, поэтому целесообразнее давать задания участникам по рядам.
Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну - две недели школьникам объявляется тема и модель анализа проблемы:
1. Исторический анализ проблемы.
2. Выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы.
3. Разделение изучаемой проблемы на отдельные вопросы.
4. Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы.
5. Предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
Проект позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить.
Эффективность проведения дискуссии зависит от следующих причин:
§ актуальность выбранной проблемы;
§ информированность, компетентность и научная корректность дискутантов;
§ владение ведущими методикой дискуссионной процедуры;
§ семантическое единообразие при употреблении терминов;
§ адекватное восприятие дискутантами друг друга и руководителя дискуссии;
§ соблюдение правил и регламента[4].
Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому.
В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором - дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание своей позиции.
Какие бы характеристики ни преобладали в дискуссии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискуссии - это сопоставление различных позиций дискутантов.
Литература
1. Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.
2. Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.
4. Соосаар, Н. Интерактивные методы преподавания/Н. Соосаар. Сн. Петербург, 2004 .
5. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова.-М, 2006.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите виды современных групповых дискуссий
2. Что характерно третьему типу дискуссии