Лекция 10. Тема: Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использо-вание в целостном педагогическом процессе.

Скачать

Цель: раскрыть сущность понятия «дискуссия». Научить использовать дискуссию в целостном педагогическом процессе.

План.

1.    Методика подготовки групповой дискуссии

2.    Методика проведения групповой дискуссии.

Методика подготовки и проведения групповой дискуссии

Дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация..

На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, к руководителю, общей атмосфере. Имен­но таким образом начинает вырабатываться некая уста­новка на решение представленной проблемы.

Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставле­ния информации, различных позиций, генерирования идей, но иногда по причине неадекватности ведущего может перерасти в конфронтацию межличностных от­ношений и даже конфликт.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мне­ний и позиций.

Первая стадия – «ориентация» постепенно проходит 7 этапов:

1 этап. В самом начале дискуссии руководитель объяс­няет актуальность дискуссионной проблемы и ожидаемый результат.

2 этап. Знакомство участников дискуссии, вручение им нагрудных значков.

3 этап. Ведущий еще раз представляет дискуссионную проблему с точки зрения нерешенных и про­тиворечивых вопросов, которые требуют оперативного вмешательства дискутантов-специалистов.

4 этап. Ведущий достаточно коротко рассказывает о технологии проведения дискуссии, вопросов и ответов, сообщает правила, общий регламент выступлений. При этом подчеркивает, что вы­ступить должен каждый участник, необходи­мо выслушивать оппонента, не перебивая, ар­гументировать тезис своего выступления, не допускать личной конфронтации, поддержи­вать деловую атмосферу в течение всей проце­дуры.

5 этап. В течение всей процедуры ведущий поддер­живает высокую степень заинтересованности в решении проблемы, атмосферу доброжела­тельности и динамичности по сбору информа­ции.

6 этап. Дискутанты под руководством ведущего уточ­няют понятийный аппарат и не допускают споров по поводу употребления терминов.

7 этап. Ведущий с помощью участников подводит мини-итоги.

Вторая стадия – «оценка».

1 этап. Начинается он с выступления дискутантов. После 2-3 выступлений возможна дискуссия: задаются вопросы и следуют ответы на них.

2 этап. Более динамичный, т.к. его целью является максимальное получение информации, пози­ций, мнений, идей и предложений. Участник может сначала выступить, а затем несколько позже сформулировать свои предложения.

3 этап. Ведущий не должен допускать отклонения от темы, а также «личные выпады».

4 этап. Старания ведущего должны быть направлены на активизацию всех участников. Он следит, чтобы чрезмерная активность одних не приве­ла бы к пассивности других. Главное на этом этапе - четкое соблюдение регламента.

5 этап. Цель: оперативно проводить анализ высказан­ных идей и через определенные интервалы делать резюме, предва­рительные выводы, что поможет в дальнейшем принять решение.

Третья стадия – «консолидация». Эта стадия проходит под девизом: анализ и оценка полученных результатов.

1 этап. Сопоставление полученных результатов с по­ставленными целями. Попытка сформулиро­вать выводы, решения.

2 этап. Ведущий дискуссии выслушивает различные толкования, общие тенденции для принятия решения.

3 этап. Ведущий помогает дискутантам прийти к со­гласию или консолидации.

4 этап. Еще раз подчеркивается важность самой дис­куссии, высказанных разных позиций и необ­ходимость выработки альтернативных решений. Совместно с участниками ведущий формирует решение, и это можно считать групповым результатом.

Таким образом, использование дискуссии в процессе обучения имеет ряд преимуществ:  дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвое­ние знаний; во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся; обратная связь с обучающимися.

Литература

1.    Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.

2.    Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.

3.    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.

4.    Соосаар,  Н. Интерактивные методы преподавания/Н. Соосаар. Сн. Петербург, 2004 .

Вопросы для самопроверки:

1.     Опишите методику подготовки групповой дискуссии

2.     Охарактеризуйте методику проведения групповой дискуссии.


Скачать


zharar.kz