Урок музыки – основная форма музыкального обучения в начальной школе

Скачать

Цель лекции: Понять студентам особенности урока музыки, определить его специфику, понять отличие от других школьных дисциплин, узнать разновидности урока музыки.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

1.      Урок музыки – основная форма музыкального образования в школе, его организация, специфика как урока искусства.

2.      Специфика урока музыки.

3.      Организация урока музыки, его структура, содержание.

4.      Драматургия музыкального занятия.

5.      Отличия от других дисциплин и общее.

6.      Разновидности урока музыки.

Сущность урока – организация учебно-познавательной деятельности, должен иметь свою внутреннюю логику. Его объединяет тема.

Хорошо организованный урок – в котором имеется соответствие между задачами, содержанием, методами, уровнем подготовленности учащихся. Музыка, учитель, школьники – вот действующие лица урока. А главное содержание урока – это общение с искусством.

Каждый урок направлен на реализацию цели, в нем должны будут решаться в единстве три задачи.

На разных этапах развития нашего общества применяли разные формы занятий: был бригадно- лабораторный метод, где работали группы подвижного состава, которые объединялись для проработки темы: этот метод отрицательно сказывался на уровне усвоения знаний, не соблюдались принципы систематичности и прочности.

В 1932 году восстановили урок как основную форму организации учебного процесса.

В 40-х годах он стал шаблонным: новый материал и опрос, а самостоятельная деятельность развивалась слабо.

В 1958 году урок стал основной формой, но стал гибок, могут быть и практикумы и экскурсии и др.

Во всех уроках есть одинаковые элементы: объяснение, беседа, демонстрация, выполнение заданий индивидуально и фронтально и пр.

Различают уроки по их содержанию: объяснение, закрепление, работа с учебником и литературой, выполнение письменных и устных заданий.

В настоящее время структура урока не должна быть стандартной, все зависит от специфики предмета.

Сходство урока музыки с другими учебными дисциплинами:

1.      одна цель у всех дисциплин: формирование гармонически развитой личности;

2.      строится с учетом общих психолого-педагогических закономерностей (возрастные особенности, внимание, память, воображение и пр.);

3.      в основе общедидактические принципы: воспитывающего обучения, систематичности, доступности, наглядности и пр;

4.      одна форма организации урока: один состав учеников, один возраст, для всех обязателен, одна продолжительность, сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала;

5.      с разными формами работы, но должен быть целостным;

6.      методы обучения: показ-объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций и пр.

Отличия урока музыки от других учебных предметов:

1.      это урок искусства, поэтому познание специфично: это не только деятельность мысли, но и единство эмоций м разума, сознания и чувства;

2.      музыка воздействует комплексно: на психику, моторику, физиологические процессы. Человек чувствует, мыслит, но и имеет сдвиги в организме: меняется пульс, артериальное давление и др.;

3.      обязательное единство эмоционального и сознательного, постоянно нужно активное, заинтересованной отношение детей (нет скуки и формализма);

4.      единство художественного и технического. Художественным должно быть любое упражнение, не только как учебный материал, но и качественное исполнение, каждый звук должен быть красивым, художественным. Для этого необходимо техническое владение материалом;

5.      преимущественно коллективная форма деятельности.

На результат урока влияет:

- содержание учебного материала;

- уровень развития детей;

- эффективность применяемых методов;

- использование технических средств;

- личность учителя.

Нужны гибкость, творческий подход, опора на общедидактические принципы, на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.

Каждый урок имеет главную задачу – стержень, вокруг которого группируются содержание, структура, методы.

Урок включает разные виды деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

Обно произведение может быть несколько уроков, то есть есть и новое и повторение, закрепление: каждый последующий урок, решая часть задач, продолжает предыдущий. Нужна особая эмоциональная атмосфера. Учитель ее создает и усиливает. Он имеет в виду особенности класса, интерес детей к той или иной деятельности, уровень их подготовки.

Должен быть продуманный план, но деятельность творческая и иногда необходимо перестраивать урок на ходу (вариативность намеченной структуры).

Качество урока определяется активностью учащихся, не только за счет интересной структуры, методов, но и от индивидуального подхода к каждому.

Дифференцированные задания побуждают интерес, их выполнение активно развивает ребенка.

Для проведения урока музыки нужно специальное оборудование: эстетически оформленный кабинет, музыкальные инструменты, технические средства обучения и наглядность.

Из-за тематического построения выделяют типы уроков музыки:

Уроки введения в тему – в них дается первоначальная обобщенная характеристика ключевого знания.

Уроки углубления темы – в них содержится новая характеристика ключевого знания. Их большинство. Содержание их конкретно изложено в программе, но учитель может уточнять и музыкальный материал, и формы, и средства обучения.

Уроки обобщения темы – имеют в содержании целостную, но уже обогащенную характеристику ключевого знания. Музыкальный материал, формы и виды музыкальной деятельности в программе не конкретизированы. Нужно включать в урок обобщения новое для детей произведение для установления связи и с предшествующими темами, и с последующими.

Уроки обобщения всего года. Здесь учитель должен проверить как усвоены темы всего учебного года. Вторая задача этого типа урока – подготовка класса к заключительному уроку концерту. План каждого урока обобщения зависит от уровня подготовки каждого данного класса.

Заключительный урок-концерт года. Его цель: наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутой в течение года.

Прежде всего необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сути искусства;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение года, как успешно формируется у них деятельностно-практическое отношение к музыке;

- в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

В начале учитель рассказывает родителям о задачах, содержании музыкальных занятий в году, концентрируя внимание на тематизме программы. Ясно, кратко, увлекательно, с примерами из жизни. Затем заходят дети. Идет урок – в его основе четыре темы, в этом его логика и завершенность. Есть новая музыка, новые вопросы, новая интерпретация в исполнении. Строить такой урок нужно на основе контрастных по характеру произведений и видов деятельности. В конце урока – песня, исполненная совместно с родителями.


Скачать


zharar.kz