Цель лекции: Понять студентам особенности урока музыки, определить его специфику, понять отличие от других школьных дисциплин, узнать разновидности урока музыки.
Основные вопросы и их тезисное изложение:
1. Урок музыки – основная форма музыкального образования в школе, его организация, специфика как урока искусства.
2. Специфика урока музыки.
3. Организация урока музыки, его структура, содержание.
4. Драматургия музыкального занятия.
5. Отличия от других дисциплин и общее.
6. Разновидности урока музыки.
Сущность урока – организация учебно-познавательной деятельности, должен иметь свою внутреннюю логику. Его объединяет тема.
Хорошо организованный урок – в котором имеется соответствие между задачами, содержанием, методами, уровнем подготовленности учащихся. Музыка, учитель, школьники – вот действующие лица урока. А главное содержание урока – это общение с искусством.
Каждый урок направлен на реализацию цели, в нем должны будут решаться в единстве три задачи.
На разных этапах развития нашего общества применяли разные формы занятий: был бригадно- лабораторный метод, где работали группы подвижного состава, которые объединялись для проработки темы: этот метод отрицательно сказывался на уровне усвоения знаний, не соблюдались принципы систематичности и прочности.
В 1932 году восстановили урок как основную форму организации учебного процесса.
В 40-х годах он стал шаблонным: новый материал и опрос, а самостоятельная деятельность развивалась слабо.
В 1958 году урок стал основной формой, но стал гибок, могут быть и практикумы и экскурсии и др.
Во всех уроках есть одинаковые элементы: объяснение, беседа, демонстрация, выполнение заданий индивидуально и фронтально и пр.
Различают уроки по их содержанию: объяснение, закрепление, работа с учебником и литературой, выполнение письменных и устных заданий.
В настоящее время структура урока не должна быть стандартной, все зависит от специфики предмета.
Сходство урока музыки с другими учебными дисциплинами:
1. одна цель у всех дисциплин: формирование гармонически развитой личности;
2. строится с учетом общих психолого-педагогических закономерностей (возрастные особенности, внимание, память, воображение и пр.);
3. в основе общедидактические принципы: воспитывающего обучения, систематичности, доступности, наглядности и пр;
4. одна форма организации урока: один состав учеников, один возраст, для всех обязателен, одна продолжительность, сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала;
5. с разными формами работы, но должен быть целостным;
6. методы обучения: показ-объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций и пр.
Отличия урока музыки от других учебных предметов:
1. это урок искусства, поэтому познание специфично: это не только деятельность мысли, но и единство эмоций м разума, сознания и чувства;
2. музыка воздействует комплексно: на психику, моторику, физиологические процессы. Человек чувствует, мыслит, но и имеет сдвиги в организме: меняется пульс, артериальное давление и др.;
3. обязательное единство эмоционального и сознательного, постоянно нужно активное, заинтересованной отношение детей (нет скуки и формализма);
4. единство художественного и технического. Художественным должно быть любое упражнение, не только как учебный материал, но и качественное исполнение, каждый звук должен быть красивым, художественным. Для этого необходимо техническое владение материалом;
5. преимущественно коллективная форма деятельности.
На результат урока влияет:
- содержание учебного материала;
- уровень развития детей;
- эффективность применяемых методов;
- использование технических средств;
- личность учителя.
Нужны гибкость, творческий подход, опора на общедидактические принципы, на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.
Каждый урок имеет главную задачу – стержень, вокруг которого группируются содержание, структура, методы.
Урок включает разные виды деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.
Обно произведение может быть несколько уроков, то есть есть и новое и повторение, закрепление: каждый последующий урок, решая часть задач, продолжает предыдущий. Нужна особая эмоциональная атмосфера. Учитель ее создает и усиливает. Он имеет в виду особенности класса, интерес детей к той или иной деятельности, уровень их подготовки.
Должен быть продуманный план, но деятельность творческая и иногда необходимо перестраивать урок на ходу (вариативность намеченной структуры).
Качество урока определяется активностью учащихся, не только за счет интересной структуры, методов, но и от индивидуального подхода к каждому.
Дифференцированные задания побуждают интерес, их выполнение активно развивает ребенка.
Для проведения урока музыки нужно специальное оборудование: эстетически оформленный кабинет, музыкальные инструменты, технические средства обучения и наглядность.
Из-за тематического построения выделяют типы уроков музыки:
Уроки введения в тему – в них дается первоначальная обобщенная характеристика ключевого знания.
Уроки углубления темы – в них содержится новая характеристика ключевого знания. Их большинство. Содержание их конкретно изложено в программе, но учитель может уточнять и музыкальный материал, и формы, и средства обучения.
Уроки обобщения темы – имеют в содержании целостную, но уже обогащенную характеристику ключевого знания. Музыкальный материал, формы и виды музыкальной деятельности в программе не конкретизированы. Нужно включать в урок обобщения новое для детей произведение для установления связи и с предшествующими темами, и с последующими.
Уроки обобщения всего года. Здесь учитель должен проверить как усвоены темы всего учебного года. Вторая задача этого типа урока – подготовка класса к заключительному уроку концерту. План каждого урока обобщения зависит от уровня подготовки каждого данного класса.
Заключительный урок-концерт года. Его цель: наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутой в течение года.
Прежде всего необходимо показать:
- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сути искусства;
- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;
- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение года, как успешно формируется у них деятельностно-практическое отношение к музыке;
- в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.
В начале учитель рассказывает родителям о задачах, содержании музыкальных занятий в году, концентрируя внимание на тематизме программы. Ясно, кратко, увлекательно, с примерами из жизни. Затем заходят дети. Идет урок – в его основе четыре темы, в этом его логика и завершенность. Есть новая музыка, новые вопросы, новая интерпретация в исполнении. Строить такой урок нужно на основе контрастных по характеру произведений и видов деятельности. В конце урока – песня, исполненная совместно с родителями.