Цель лекции: Знакомство студентов с особенностями внеклассной работы по музыкальному воспитанию учащихся, знакомство с принципами внеурочной деятельности Л. В. Школяр, методикой организации различных форм внеклассной музыкальной деятельности.
Основные вопросы и их тезисное изложение:
1. Внеклассная и внешкольная музыкально-воспитательная, организаторская и пропагандистская работа с учащимися.
2. Музыкальное воспитание во внеурочное время.
3. Значение внеклассных музыкальных занятий во внеурочное время.
4. Массовые и кружковые формы внеклассной музыкальной работы.
5. Принципы внеклассной музыкальной деятельности.
Методика организации различных форм внеклассной работы по музыкальному воспитанию учащихся. Вопросами внеклассной музыкальной деятельности занимались: Зимина А. Н., Калиш И. В., Шепелева И. В., Апраксина О. А. В том числе и казахстанцы Сметотова А. А. и Мукашева А. Б.
В нашей Республике существует две формы музыкального обучения: обязательные и дополнительные. Обязательной формой музыкального обучения является урок музыки в общеобразовательной школе. На уроках, как мы знаем, закладывается фундамент: интерес к жизни через увлечение музыкой, как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры; творческое художественно – образное мышление( в музыке и о музыке) как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования; способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру.
Дополнительные формы музыкального воспитания и образования – факультативная работа с хоровым коллективом и музыкальные кружки в школах, а так же музыкальные студии, самодеятельные детские музыкальные коллективы, музыкальные школы, школы искусств, работа с детьми в музыкальных театрах и тд.
Внеурочная музыкальная деятельность в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет своей целью осуществить самореализацию творческих способностей учащихся посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности.
Внеклассные и внешкольные формы работы занимают большое место в системе массового музыкального воспитания и образования. Они помогают общеобразовательной школе в выполнении основного требования: значительно улучшить художественное образование и эстетическое воспитание учащихся. В процессе многообразных форм музыкального воспитания и образования дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к миру прекрасного.[56]
При организации и проведении внеурочной работы от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеурочной музыкальной деятельности необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеурочной работе.
Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеурочной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеурочной музыкальной деятельности.
Хотя цели и задачи учебной и внеурочной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеурочной работы, прежде всего, в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое. Этот ведущий принцип организации внеурочной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеурочной работой, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и, тем самым, пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеурочной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к музыке.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеурочной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных заданий. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеурочной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
Организация внеурочной музыкальной деятельности предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
· Соблюдать основные принципы организации внеурочной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
· Разнообразить содержание внеурочных занятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
· Подбирать музыкальный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
· Повышать занимательность содержания внеурочного занятия, новизну его элементов.
· Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеурочных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
· Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
· Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Структуру курса занятий составляют следующие компоненты:
· овладение теоретическими знаниями музыкального искусства;
· овладение практическими навыками и умением выразить характер музыки.
С учетом специфики младшего школьного возраста в занятиях целесообразны:
· опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно-перцептивной потребности детей;
· частая смена заданий ввиду неустойчивости произвольного внимания детей;
· сочетание физической нагрузки и моментов релаксации ввиду физиологических особенностей растущего организма.