Организация внеурочных занятий

Скачать

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогом. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Главное во внеурочной работе – это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности педагога и детей. Деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создающей условия для формирования системы работы и определяющей роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с детьми.

Специфика внеурочного образования детей, как отмечает И.В.Калиш, заключается в следующем:

·         обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребенка;

·         процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребенка; акцент ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в процессе деятельностного общения;

·         специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога;

·         педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет воз­можность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс – тоже результат.

Таким образом, внеурочная музыкальная деятельность, по своей сути, является од­ной из наиболее ярко выраженных форм личностно ориентированного музы­кального образования.

Музыкальная деятельность детей в рамках внеурочной работы заклю­чается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои му­зыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым, способствовать развитию музыкальной культуры в избранном им направлении.

Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ре­бенка в процессе внеурочной работы становится сопряжен­ность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традиция­ми, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкаль­ной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеурочной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И.Шепелева предлагает различать формы внеурочной работы по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые – к неструктурным. Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

В музыкально-педагогической теории и практике сложилось множество самых различ­ных форм внеурочных музыкальных занятий:

1.      коллективные занятия (хоры, оркестры, вокальные, инструментальные ансамбли и др.);

2.      индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и пр.);

При всем многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Поэтому первейшая задача учителя музыки – увлечь детей той или иной формой занятий с тем, чтобы первоначально воз­никший у них интерес перерос в устойчивое, ясно осознаваемое учащимися желание участвовать во внеурочной музыкальной работе.

Внеурочные музыкальные занятия призваны решать двоякую зада­чу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и на­выков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый ими на обязательных уроках музыки, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей внеклассной и внешкольной музыкальной деятельности. Говоря о формах внеклассной и внешкольной работы, нельзя не сказать о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных, смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, про­водящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распрост­ранять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной музыкальной работы.

В целом внеурочная музыкальная работа при­звана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединя­ясь с ними, прежде всего, целью, ведущими задачами и принципа­ми музыкальною образования. Эта работа представляет собой от­крытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь стра­ны и мира в целом, на внутришкольные события, на конкретно выраженные музыкальные интересы и потребности детей разного школьного возраста

Внеурочная форма работы ставит целью способствовать углублению знаний, получаемых школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе такой работы у учащихся пробуждается интерес к музыкальной культуре в целом, приобретаются умения анализировать и адекватно воспринимать музыкальный материал, развиваются навыки чистого интонирования при пении, эмоциональной отзывчивости на музыку . К работе с учащимися средних школ во внеурочное время в условиях Республики Казахстан можно отнести немногочисленные клубы и кружки.

Таблица 1 Внеурочные занятия по музыке

Обучающие задачи

Задачи развития

Задачи воспитания

– сформировать основы музыкальной культуры;

– заложить основы гармонического музыкального развития;

– приобретение опыта восприятия окружающего мира в музыке.

– развитие музыкальных способностей;

– развитие творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;

– развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры;

– развивать способы познания, как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки.

– воспитание любви и интереса к музыке;

– обогащение музыкальных впечатлений;

– воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

– эстетическое воспитание личности;

– воспитание основ музыкально-эмоциональной культуры;

– формирование общей духовной культуры.

Подводя итоги, можно сказать, что в музыкальном развитии внеурочная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Отличительной чертой внеклассной работы являются такие факторы как свобода в форме проведения занятий, структура занятий, временной объем и т. д. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по предмету «Музыка»; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их

общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная музыкальная работа решает эти задачи средствами музыки и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к музыке, совершенствованию их практических навыков и умений, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

Опираясь на вышеизложенные особенности внеклассной работы мы посчитали, что именно форма работы с вокальным кружком обладает широкими возможностями для работы с одаренными детьми по развитию и наработке у них вокальных навыков, что, в свою очередь, формирует личностные качества и музыкальные способности ребенка.


Скачать


zharar.kz