Лекция 2. Виды образовательных сред.

Скачать



1.                Обучающие информационные материалы

Уроки и конспекты лекций нетрудно оформить в виде Internet-презентаций в гипертекстовом формате, с богатыми иллюстрациями, видео- и аудио- вставками. Эти материалы можно разместить на школьном сайте.

Термин гиперте́кст был введён Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляются набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и при том ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в Сети.

Также материалы можно разместить на одном из нескольких десятков web-серверов, предоставляющих дисковое пространство бесплатно. Больше усилий на подготовку содержательной части и на решение вопросов технической реализации потребуется при создании электронных (или виртуальных) учебников, которые кроме самой обучающей информации имеют удобную систему навигации, систему гипертекстовых связей, средства для создания закладок, глоссарий и многое другое.

Незаменимыми вспомогательными средствами для быстрого ответа на сложные вопросы являются энциклопедии, справочники, словари, персоналии и тому подобная объёмная, но хорошо структурированная информация. Например, универсальные и специализированные словари сегодня можно без труда найти в Internet и воспользоваться ими в любой момент совершенно бесплатно.

2.                Виртуальные экскурсии и путешествия

Сайты музеев, галерей, выставочных залов и других организаций сферы культуры можно использовать для проведения такого интересного вида занятий, как виртуальная экскурсия. Также можно организовать виртуальное посещение заводов и лабораторий научных центров. Используя сайты городов и стран, можно организовать виртуальное путешествие на уроке географии, а с использованием web-камер можно заглянуть во многие уголки планеты в режиме on-line. Режим on-line - режим работы в сети Интернет, когда пользователь работает не автономно, а благодаря технологиям телекоммуникаций взаимодействует с другими Интернет пользователями.

Огромное количество астрономических сайтов позволяет организовать путешествие на другие планеты и в другие галактики.

3.                Обучающее программное обеспечение

На уроках по многим дисциплинам можно использовать разнообразные обучающие программы: конструкторы, тренажеры, развивающие игры, известные также под названием квесты. Квест (калька с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Квест (адвенчура) — компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.  Эта форма занятий стала популярна, когда ещё не было Internet. Теперь же многие из известных обучающих программ реализуются с использованием Internet- технологий, кроме того, Internet-технологии предоставляют новые возможности для организации интерактивного взаимодействия ученика с программой.

4.                Виртуальные семинары и консультации

        Конечно, ничто не заменит живого общения между учителем и учениками, но с развитием технологий изменяется и сама форма общения. С помощью различных программных продуктов можно провести синхронные аудио- и видеоконференции, или асинхронные консультации с использованием средств электронной почты. Для учеников и преподавателей, которые находятся далеко друг от друга или по каким-либо причинам не могут общаться очно — это настоящая находка.

5.                Тестирование

Проверка знаний — один из самых важных (и сложных) этапов в образовательном процессе. Эго индикатор, который сообщает об успехах или неудачах как ученика, так и учителя. Тестирование с использованием компьютера любят и преподаватели, которых компьютер освобождает от утомительной процедуры проверки, и ученики, всегда готовые поработать за компьютером вместо того, чтобы стоять у доски или сидеть за партой.

Тестирование в Internet проводится по-разному. Это могут быть тесты для самопроверки, размещённые на страницах электронного учебника. Можно организовать обучающее тестирование, когда выполнение тестовых заданий чередуется с изучением информационных материалов. В качестве реакции на результат выполнения тестовых заданий можно использовать гипертекстовые переходы, и тем самым сделать обучение адаптивным. Для окончательной проверки знаний по изученным материалам организуется аттестация. В этом случае и тестовые задания, и ответы учеников сохраняют в базе данных, что дает возможность вычисления интегрированных, статистических оценок по различным параметрам.

Определим роль и место информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) в образовательном процессе, проведя предварительно их классификацию.

Классификация ИТТ

      ИТТ определяется нами как приложение ИТ для расширения возможностей передачи знаний, восприятия знаний и оценки качества знаний. ИТТ включают в себя технологии обучения, базирующиеся на применении компьютеров, материалов мультимедиа, использовании сетей и систем телекоммуникаций.

Программное обеспечение, использующееся в ИТТ можно разбить на несколько категорий:

-       тренировочные программы,

-       обучающие программы,

-       системы для поиска информации,

-       моделирующие программы,

-       микромиры,

-       инструментальные средства познавательного характера,

-       инструментальные средства креативного характера,

-       инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Охарактеризуем перечисленные категории программного обеспечения более подробно.

Тренировочные программы – предназначены для закрепления предварительно изученного материала. Они основаны на предоставлении обучаемому вопросов и обработке его ответов с обеспечением соответствующей обратной связи. Для усиления мотивации в таких программах могут использоваться игровые элементы.

Обучающие программы – используются для изучения новых для обучаемого концепций и процессов. Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь. Интеллектуальные обучающие системы позволяют корректировать процесс обучения, адаптируясь к действиям обучаемого.

Системы для поиска информации – обеспечивают хранение знаний в структурированном виде и позволяют обучаемому искать и просматривать необходимую информацию. Это могут быть системы управления базами данных (в том числе и сетевые), электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы.

Моделирующие программы – позволяют моделировать эксперименты, воображаемую или реальную жизненную ситуацию. Такое моделирование может основываться на лабораторном эксперименте, анимации, в которой представлена работа некоторого предприятия, математической модели и т.д. В таких программах может широко использоваться диалоговая графика, дающая возможность наблюдать особенности изучаемого процесса и исследовать эффекты влияния меняющихся параметров на ход этого процесса.

Микромиры – особые узко специализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. Идея их создания берет начало в работах физиолога Жана Пиаже. Яркий пример реализации – язык Лого, разработанный Сеймуром Пейпертом для создания микромира Матландия (Mathland), в котором дети изучали математику.

Инструментальные средства познавательного характера – основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать обучаемым их собственное понимание новых концепций. В них предоставляется возможность построить схему, часто визуализированную, в которой отражаются понимание обучаемым нового знания, а также место среди ранее полученных знаний. Возможны и сетевые варианты таких программных средств. К этой же группе программного обеспечения относятся и экспертные системы, позволяющие строить концепции по предлагаемым системой правилам.

Инструментальные средства креативного характера – включают прикладные программы типа текстовых процессоров, электронных таблиц, баз данных, графических редакторов, настольных издательских систем и средств для создания компьютерных презентаций. Несмотря на то, перечисленные программные продукты не являются специальными, предназначенными для педагогических целей, они, тем не менее, служат хорошей поддержкой в учебном процессе, расширяя возможности и выводя на новый уровень продуктивную деятельность обучаемых.


Скачать


zharar.kz