Лабораторное занятие 5. Тема «Разработка инструкции пользователю программной системы»

Скачать

Дидактические цели: поисковые, исследовательские.

Способ организации: практикум.

Технологии и методы обучения: работа с книгой, поисковые Упражнения, структуризация информации, учебная дискуссия.

Средства обучения: учебно-методическая литература, программные средства.

Предварительная подготовка студентов: выбрать тему урока сообщения и систематизации и изучить фактический материал.

Теоретические сведения

Основные понятия: информация, язык, система, знание, классификация, управление, искусственный интеллект.

Содержательно-методический анализ

Информатика как наука изучает все аспекты информации, а становление человека как личности начинается с восприятия (отражения) информации об окружающем мире посредством органов чувств. Осмысление этого отражения формирует сознание, а постижение сознанием действительности и проверенный практикой результат познания формируют знание. Затем на основе принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности, строится образ мира, в котором человек живет, т. е. складывается мировоззрение. Чувственная информация является основой, на которой формируется сознание, знание и мировоззрение.

В содержательном компоненте профильного курса информатики гуманитарной направленности наряду с общеобразовательной частью следует выделить два аспекта:

• системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем;

• методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и средств информационных технологий.

Дидактические материалы

I. Варианты заданий

Задание 1. Разработать конспект урока-сообщения и систематизации в соответствии со схемой, предложенной в подразделе 14.6, занятие 1, задание 1. Следует учитывать специфику урока-сообщения и систематизации и отразить в конспекте методические особенности решения основной дидактической задачи урока: выявления и оценки уровня овладения учащимися теоретическими знаниями, умениями, навыками и методами познавательной деятельности по вопросам, имеющим решающее значение для освоения профильного курса информатики в целом.

Тематика уроков-сообщений и систематизации

а) Урок-семинар

№ 1. Информатика как синтез науки и технологий.

№ 2. Информационное общество.

№ 3. Сущность понятия «информация».

№ 4. Геоинформационные системы.

б) Урок-проблемная дискуссия

№ 5. Различные подходы к классификации наук и место информатики в системе наук.

№ 6. Социальные аспекты информатики.

№ 7. Языковые аспекты информатики.

№ 8. Перепланировка бизнеса и информационные технологии.

в) Урок творческих задач

№ 9. Экспертные системы.

№ 10. Телеконференции в Интернет.

№ 11. Информационные технологии математической обработки данных в социологических исследования.

№ 12. Информационные технологии математической обработки данных в сфере планирования и управления.

Задание 2. Разработать конспект урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков по заданной теме в соответствии с подразделом 14.6, занятие 1, задание 1. Следует учитывать специфику урока контроля и коррекции знаний, поэтому в конспекте нужно описать основные этапы: объяснение задания учителем и ответы учащихся на вопросы; выполнение учащимися заданий и сдача отчета.

Тематика уроков контроля и коррекции

№ 1. Систематизация и структурирование информации.

№ 2. Метаописания языка программирования Паскаль.

№ 3. Проектирование реляционной базы данных.

№ 4. Создание макросов для обработки данных в БД.

№ 5. Работа с СУБД в режиме «генератора отчетов».

№ 6. Работа с удаленными базами данных в Интернет.

№ 7. Электронная почта.

№ 8. Поиск информации в Интернет.

№ 9. Исследование корреляционной зависимости между величинами с помощью табличных процессоров.

№ 10. Решение задач прогнозирования методами экстраполяции.

№ 11. Работа с системой АСУ-ВУЗ (или ее элементами).

№ 12. Работа с простейшей геоинформационной системой.

II. Структуризация учебной информации

Задание 1. Сформулировать требования к теоретическим знаниям учащихся и составить толковый словарь терминов, характеризующих элементы системы основных понятий обучения заданной темы урока обобщения и систематизации.

Задание 2. Установить взаимосвязи внутри сконструированной системы понятий заданной темы урока обобщения и систематизации знаний и внешние связи этой системы с понятиями Других предметных областей.

Задание 3. По теме конкретного урока контроля и коррекции:

• сформулировать критерии оценки состояния обученности;

• спрогнозировать результаты диагностики состояния обученности;

• разработать стратегический план действий, направленных на устранение типичных ошибок учащихся.

Методические рекомендации

Для проведения первого занятия практикума рекомендуется разделить студентов на три подгруппы в соответствии с типологией уроков сообщения и систематизации: урок-семинар, урок-проблемная дискуссия и урок творческих задач. Второе занятие можно посвятить разработке конспектов уроков контроля и коррекции знаний, причем каждый студент должен выбрать такой вариант задания, чтобы тематика выполненного им конспекта урока систематизации и обобщения не пересекалась с тематикой урока контроля и коррекции знаний. Целью третьего занятия практикума является формирование методических приемов обобщения и структуризации учебной информации. В этой связи студентам предлагаются задания 2, 3 (п. II Структуризация учебной информации). Результаты выполнения задания студенты оформляют в виде отчета.

Программные средства

1. Система программирования: Turbo Pascal.

2. Табличные процессоры: MS Excel, Quattro Pro 4.0 и др.

3. Системы управления базами данных: MS Access, FoxPro и др.

4. Интегрированные системы: Works 4.0, Microsoft Office.

5. Телекоммуникации: Internet, World Wide Web, Internet Explorer, e-mail, Netscape Communications и др.

6. Прикладные системы различного назначения: экспертные системы, система АСУ-ВУЗ (или ее элементы), простейшая геоинформационная система.


Скачать


zharar.kz