Прикладное искусство казахов

Скачать

Цель: раскрыть особенности прикладного искусства казахов.

Задачи:

1. раскрыть виды ковроткачества;

2. раскрыть пути совершенствования речи учителя.

Рассматриваемые вопросы:

1.Виды ковроткачества.

2. Виды войлоковаляния

3.Ювелирное дело.

4.Художественная обработка дерева.

5.Художественная обработка кожи.

1. Виды ковроткачества

Тукти клем – ворсовые ковры. Ворсовые ковры были обязательной и важной частью приданого невесты, ценными подарками на празднествах. Они украшали юрту.  В композиции казахского ковра выделяют центральное поле – кол и каймовую раму – корган, коршан. Каймовые рамы состояли из нескольких орнаментальных полос: гул, жапырак, жулдыз, кошкар муйиз, ботагоз и другие.

Такыр клем – безворсовые ковры. Они ткались практически на всей территории Казахстана. Самый распространенный способ создания безворсового ковра – алаша терме. Лицевая и обратная стороны ковра имеют одинаковый рисунок. Терме имеют полосы с тканым рисунком  в виде ромбов с роговидными узорами. Основные цвета: красный, черный, синий или красный, зеленый и желтый.

Араби  клем создали арабы, переселившиеся в Среднюю Азию. Узоры в Араби клем располагаются по вертикали и разграничиваются цветными полосами. Композиционными мотивами являются ала бас – пестрая голова, карга туяк – след вороны, бота гоз – глаз верблюжонка.

2. Виды войлоковаляния.

Текеметы использовались в юрте как напольные ковры.

Сырмак – войлочные ковры, выполненные мозаичным или инкрустационным способом. Трудоемкие сырмаки украшают стену юрты. Аппликация однотонными по белому полю, шнуровая вышивка по однотонному войлоку.

Шашакты сырмак – нарядные кошмы с бахромой из окрашенного конского или козьего волоса. Войлочные ковры выполнялись способом мозаики, аппликации, вышивки.

Курак – лоскутное шитье. В казахском быту  лоскутным шитьем выполняются многие предметы: курак корпе - одеало, курак корпеше матрац для сидения на полу, орауш корпе- одеало для пеленания ребенка.

Шым ши – узорные циновки.Технология создания циновки проста: стебли степного тростника – чия- очищают, накалывают рисунок, а затем по рисунку чия обматывают цветной шерстю.

3.Ювелирное дело.

Головные украшения – это многочисленные серьги, заколки для тюрбана.

Подвески для волосшашбау, шолпы.

Серьгисырга, их названия связаны с формой и материалом.

Шейные и нагрудные украшениямоншак, тана, алка, бой тумар, капсырма.

Танакруглая брошь, орнаментированная чеканкой, гравировкой, перламутровыми вставками.

Ониржиек – массивное украшение с вертикальным ярусным построением узорных пластин.

Алка состоит из сцепленных монет, камней или стекол в оправе, медальенов, гравированных, чеканных или  филигранных.

Бой тумар – специальное украшение с полой треугольной коробочкой или полой цилиндрической трубочкой с конусообразными концами, куда закладывалась бумажка с  молитвами, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерстью.

Капсырма – парные застежки с петлей или крючком для женского камзола.

Украшения для рук: браслет блезик, жузик – кольца, сакина – перстень.

Венчики колец были разнообразной формы: круглые, многогранные, прямоугольные, квадратные, грушевидные, овальные.

4. Художественная обработка дерева.

Предметы посуды: ожау, саптыаяк – черпаки для разлива кумыса, тегене – миски для кумыса, тостаган – глубокие чаши, астау – блюда для мяса.

Мебель: тосагаш – кровать, сандык – сундук, адалбакан – вешалки, жук аяк – подставки для вещей, бесик – кроватка для новорожденного.

Музыкальные инструменты: домбра, кобыз, адырна.

5. Художественная обработка кожи.

Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления поясов, домашних сосудов. Ковров, сундуков, конских принадлежностей. Основной прием  украшения кожи – тиснение.

Шелек –ведра- выполнялись из кожи верблюда.

Сабабюрдюк из конской  или воловьей прокопченной кожи.

Торсык – изящные сосуды из шейной  части конской шкуры в форме секиры.

Петроглифы.

Каменные гравюры с изображением козлов, лошадей, всадников, отгравированных при помощи выбивки камнем и процарапывания металлическим инструментом. Изображения людей и животных, родовых знаков (тамга) выполнены схематично на поверхности скал, камней.

Надгробные памятники.

Кулпытас – это вертикальные каменные столбы, как правило, покрытые орнаментальной резьбой. Выполнялись в основном из ракушечника или камня.

Вопросы для контроля:

1.Назовите виды ковроткачества.

2. Назовите виды войлоковаляния

3.Раскройте значение ювелирного дела.

4.Охарактеризуйте художественную обработку дерева.

5.В чем заключается суть художественной обработки кожи.


Скачать


zharar.kz