Цель: раскрыть особенности прикладного искусства казахов.
Задачи:
1. раскрыть виды ковроткачества;
2. раскрыть пути совершенствования речи учителя.
Рассматриваемые вопросы:
1.Виды ковроткачества.
2. Виды войлоковаляния
3.Ювелирное дело.
4.Художественная обработка дерева.
5.Художественная обработка кожи.
1. Виды ковроткачества
Тукти клем – ворсовые ковры. Ворсовые ковры были обязательной и важной частью приданого невесты, ценными подарками на празднествах. Они украшали юрту. В композиции казахского ковра выделяют центральное поле – кол и каймовую раму – корган, коршан. Каймовые рамы состояли из нескольких орнаментальных полос: гул, жапырак, жулдыз, кошкар муйиз, ботагоз и другие.
Такыр клем – безворсовые ковры. Они ткались практически на всей территории Казахстана. Самый распространенный способ создания безворсового ковра – алаша терме. Лицевая и обратная стороны ковра имеют одинаковый рисунок. Терме имеют полосы с тканым рисунком в виде ромбов с роговидными узорами. Основные цвета: красный, черный, синий или красный, зеленый и желтый.
Араби клем создали арабы, переселившиеся в Среднюю Азию. Узоры в Араби клем располагаются по вертикали и разграничиваются цветными полосами. Композиционными мотивами являются ала бас – пестрая голова, карга туяк – след вороны, бота гоз – глаз верблюжонка.
2. Виды войлоковаляния.
Текеметы использовались в юрте как напольные ковры.
Сырмак – войлочные ковры, выполненные мозаичным или инкрустационным способом. Трудоемкие сырмаки украшают стену юрты. Аппликация однотонными по белому полю, шнуровая вышивка по однотонному войлоку.
Шашакты сырмак – нарядные кошмы с бахромой из окрашенного конского или козьего волоса. Войлочные ковры выполнялись способом мозаики, аппликации, вышивки.
Курак – лоскутное шитье. В казахском быту лоскутным шитьем выполняются многие предметы: курак корпе - одеало, курак корпеше матрац для сидения на полу, орауш корпе- одеало для пеленания ребенка.
Шым ши – узорные циновки.Технология создания циновки проста: стебли степного тростника – чия- очищают, накалывают рисунок, а затем по рисунку чия обматывают цветной шерстю.
3.Ювелирное дело.
Головные украшения – это многочисленные серьги, заколки для тюрбана.
Подвески для волос – шашбау, шолпы.
Серьги – сырга, их названия связаны с формой и материалом.
Шейные и нагрудные украшения – моншак, тана, алка, бой тумар, капсырма.
Тана – круглая брошь, орнаментированная чеканкой, гравировкой, перламутровыми вставками.
Ониржиек – массивное украшение с вертикальным ярусным построением узорных пластин.
Алка состоит из сцепленных монет, камней или стекол в оправе, медальенов, гравированных, чеканных или филигранных.
Бой тумар – специальное украшение с полой треугольной коробочкой или полой цилиндрической трубочкой с конусообразными концами, куда закладывалась бумажка с молитвами, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерстью.
Капсырма – парные застежки с петлей или крючком для женского камзола.
Украшения для рук: браслет блезик, жузик – кольца, сакина – перстень.
Венчики колец были разнообразной формы: круглые, многогранные, прямоугольные, квадратные, грушевидные, овальные.
4. Художественная обработка дерева.
Предметы посуды: ожау, саптыаяк – черпаки для разлива кумыса, тегене – миски для кумыса, тостаган – глубокие чаши, астау – блюда для мяса.
Мебель: тосагаш – кровать, сандык – сундук, адалбакан – вешалки, жук аяк – подставки для вещей, бесик – кроватка для новорожденного.
Музыкальные инструменты: домбра, кобыз, адырна.
5. Художественная обработка кожи.
Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления поясов, домашних сосудов. Ковров, сундуков, конских принадлежностей. Основной прием украшения кожи – тиснение.
Шелек –ведра- выполнялись из кожи верблюда.
Саба – бюрдюк из конской или воловьей прокопченной кожи.
Торсык – изящные сосуды из шейной части конской шкуры в форме секиры.
Петроглифы.
Каменные гравюры с изображением козлов, лошадей, всадников, отгравированных при помощи выбивки камнем и процарапывания металлическим инструментом. Изображения людей и животных, родовых знаков (тамга) выполнены схематично на поверхности скал, камней.
Надгробные памятники.
Кулпытас – это вертикальные каменные столбы, как правило, покрытые орнаментальной резьбой. Выполнялись в основном из ракушечника или камня.
Вопросы для контроля:
1.Назовите виды ковроткачества.
2. Назовите виды войлоковаляния
3.Раскройте значение ювелирного дела.
4.Охарактеризуйте художественную обработку дерева.
5.В чем заключается суть художественной обработки кожи.