Тема: Режим дня детей и подростков
Цель: освоить методику гигиенической оценки основных элементов режима дня, методику составления гигиенически рационального режима дня учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Утомление.
2. Работоспособность.
3. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа № 1. Составление режима дня.
Оборудование: примеры режимов дня учащихся разных возрастных групп, примеры недельных расписаний разных классов общеобразовательной школы.
Ход работы:
При организации режима труда и отдыха детей и подростков необходимо учитывать данные ритмической активности организма. Основными элементами режима школьника являются учебные занятия в школе, выполнение домашних заданий, творческая деятельность, чтение, занятия спортом, питание, гигиенические процедуры, досуг. Правильно организованный режим дня оказывает положительное воздействие на здоровье, работоспособность и психо-эмоциональное состояние детей.
На выполнение домашних заданий должно отводиться 2-4 часа – в старших классах (5-11) и 1-1,5 часа – в младших классах (1-5). Активный отдых пред приготовлением домашних занятий не должен превышать 2 часов. Внеклассная и внешкольная работа – это работа в кружках, спортивных секциях, посещение кино и театров и т.д. На данный вид деятельности отводится 1-2 часа в неделю для учащихся 1-5 классов, 3-4 часа – 5-8 классов, 4-5 часов – 8-11 классов. Данные занятия должны иметь продолжительность 50-60 минут, проводиться 1-2 раза в неделю во время каникул и выходных дней.
Общее пребывание на открытом воздухе предусматривает для учащихся средних классов 2-2,5 часа, для старших 1,5-2 часа.
Сон обеспечивает восстановление работоспособности организма. Дети 7 лет должны спать 10-11 часов (включая 1-1,5 в дневное время), 10 лет 10-10,5 часов, 11-12 лет – 10 часов, 13-15 лет – 9,5 часов, 16-18 лет – 8,5 часов. Кроме того, для младших школьников, особенно в период адаптации к условиям школы, необходим дневной отдых в течение 1-1,5 часов.
Задание 1. Проанализировать предложенный режим дня школьников (табл. 1-2). По результатам работы сделать вывод о рациональности режима дня учащихся, дать рекомендации для его коррекции.
Таблица 1. Примерный режим дня для учащихся (в 1 смену)
Вид деятельности |
Возраст |
||||||
10 лет |
11-12 лет |
13-15 лет |
16-17 лет |
||||
Подъем |
700 |
||||||
Зарядка, водные процедуры |
700 - 730 |
||||||
Завтрак |
730 - 750 |
||||||
Дорога в школу |
750 - 820 |
||||||
Учебные и факультативные занятия, внешкольная работа |
820 - 1330 |
820 - 1430 |
|||||
Возвращение домой |
1400 |
1500 |
|||||
Обед |
1400 - 1430 |
1500 - 1530 |
|||||
Прогулка |
1430 - 1530 |
1530 - 1700 |
|||||
Приготовление домашних заданий |
1530 - 1730 |
1700 - 1930 |
1700 - 2000 |
1700 - 2030 |
|||
Прогулка |
1730 - 1930 |
нет |
нет |
нет |
|||
Ужин |
1930 - 1950 |
1930 - 1950 |
2000 - 2020 |
2030 - 2050 |
|||
Досуг (игры, чтение, просмотр телепередач) |
1950 - 2035 |
1950 - 2050 |
2020 - 2220 |
2050 - 2250 |
|||
Подготовка ко сну |
2035 - 2045 |
2050 - 2100 |
2220 - 2230 |
2250 - 2300 |
|||
Отход ко сну |
2045 |
2100 |
2230 |
2300 |
|||
Полученные результаты: ________________________________________
ВЫВОД: ______________________________________________________