Методы учебно-воспитательного процесса

Скачать

Лекция №6. Тема: «Методы учебно-воспитательного процесса»

1.      Методы усвоения учебного материала.

2.      Методы организации учебной деятельности.

            Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспи­тании подразделяют на два основных класса: методы усвоения учебного материала, непосредственно связанные с методикой пре­подавания, и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические. Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчет. Наглядные методы предусматривают образцовый по­каз, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обуче­ния, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный методы.

В курсе общей педагогики словесные и наглядные методы рас­сматриваются очень подробно. О специфике использования их в практике физического воспитания рассказано в последующих раз­делах настоящего пособия. Здесь же целесообразно более под­робно рассмотреть практические методы, которые имеют свои особенности как по содержанию, так и по направленности исполь­зования. Практические методы являются ведущими в учебно-вос­питательном процессе по физическому воспитанию. Вместе с тем словесные и наглядные методы создают предпосылки эффектив­ного применения практических методов. Целесообразность при­менения того или иного практического метода определяется  воз-можностью осваивать двигательное действие в целом или по частям.

Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности  между эле­ментами.

Метод избирательного обучения связан с воздействием на от­дельные стороны структуры двигательного действия при целост­ном его выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» акцентируют внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги.

Метод целостного обучения предусматривает изучение двига­тельного действия в том виде, в каком оно предстоит как конеч­ная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школь­ную программу, настолько просты, что расчленять их пет необ­ходимости.

Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, ко­торые в свою очередь могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются много­кратным выполнением двигательного действия при строгой регла­ментации величины нагрузки и интервалов для отдыха.

Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заклю­чается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанном с дли­тельной равномерной работой, регламентируется мощность рабо­ты (бег со скоростью 2,8 м/с до снижения скорости). Данный ме-

46

тод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зо­нах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относи­тельно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60-метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интерва­лом между повторениями в 5 мин). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксималыюй зонах физических нагрузок.

Метод переменного выполнения упражнения позволяет направ­ленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных тре­бований к организму стимулировать увеличение его функциональ­ных возможностей. Так, в режиме непрерывного выполнения уп­ражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 м скорость повышается или снижается). В режиме переменного интервального выполнения происходит системное че­редование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечи­вает возможность направленного воздействия на различные функ­циональные свойства организма.

Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игро­вой метод позволяет школьнику проявить свои физические потен­ции в разнообразных смоделированных видах двигательной дея­тельности и, что самое главное, проявить свои творческие способ­ности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом. Игровой метод характеризуется:

сюжетной организацией деятельности учащихся, в которой предусматривается достижение определенной цели в условиях по­стоянно меняющихся ситуаций. В основу игрового сюжета долж­ны входить реальности окружающей действительности, образное отражение тех или иных прикладных действий и жизненных от­ношений (например,   имитация   охоты или трудовых   действий

И т.д.);

многоплановым содержанием деятельности, разнообразием спо­собов достижения цели, когда учащимся предъявляют высокие требования к проявлению различных физических и психических

качеств;

наличием коллективных (групповых) действий, объединенных в единое желание выиграть, продемонстрировать единство  взаимо^ действия, взаимовыручки, подчинение личных интересов коллек­тивным и, наоборот, умение возглавить коллектив, привести его к победе;

отсутствием строгой регламентации в выполнении двигатель­ных действий и нагрузки, когда последняя полностью зависит пт активности ученика, от той функции, которую он выполняет в игре.

Соревновательный метод обладает многими признаками спор­тивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое до­стижение. Он также характеризуется унификацией целей состя­зания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызы­вает максимальные психические и физические напряжения.

Методы организации учебной деятельности определяют усло­вия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвен­таря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.

Фронтальный метод организации учебной деятельности вклю­чает несколько разновидностей, имеющих общий признак — вы­полнение одного и того же задания всеми учениками под руковод­ством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одно­временное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

Метод круговой тренировки (рис. 5) характеризуется серий­ным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением уп­ражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью яв­ляется то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:

в спортивном зале или на площадке оборудуют так называе­мые станции, т. е. места для выполнения соответствующих дви­гательных действий;

на каждой станции учащимся дают определенное задание: уп­ражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс- разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Круговой метод требует хорошей организованности и дисцип­линированности учеников, проявления ими самостоятельности, по­нимания двигательных заданий. Двигательные задания подби­рают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказы­вали преимущественное воздействие на развитие определенных фи­зических способностей. Например, для развития силовых способно­стей на первой станции выполняют упражнения для мышц плечевого' пояса и предплечий (сгибание рук в упоре, подтягивание или подни­мание груза на прямых руках), на второй — для мышц тулови-


Рис, 5. Круговая тренировка (вариант): / — кувырок вперед; 2 перелезание

через препятствие; 3 — броски набивного мяча; 4 — ходьба по гимнастической

скамейке; 5 — прыжки через набивные мячи; б —подлезание под препятствием;

7 —подтягивание па гимнастической скамейке

ща, на третьей — для мышц нижних конечностей и т. д. Этим ме­тодом можно развивать и несколько способностей (например, на первой станции развивают силу, на второй — скорость передви­жения, на третьей — координацию движений и т. д.).

Индивидуальный метод организации характеризуется опреде­лением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе про-бегания дистанции на выносливость учитель дает отдельным уче­никам соответствующие распоряжения, регулируя скорость пере­движения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индиви­дуальный метод используют при определении домашних заданий, проведении подвижных игр и соревнований.

Контрольные вопросы:

1.На какие два основных класса делятся методы учебно-воспитательного процесса?

2.Метод- дайте определение.

3.Дайте классификацию методов.

4.Цель словесного метода.

5.Что включает в себя наглядный метод?

6.Охарактеризуйте цели практического метода.


Скачать


zharar.kz