Лекция №6. Тема: «Методы учебно-воспитательного процесса»
1. Методы усвоения учебного материала.
2. Методы организации учебной деятельности.
Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании подразделяют на два основных класса: методы усвоения учебного материала, непосредственно связанные с методикой преподавания, и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические. Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчет. Наглядные методы предусматривают образцовый показ, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обучения, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный методы.
В курсе общей педагогики словесные и наглядные методы рассматриваются очень подробно. О специфике использования их в практике физического воспитания рассказано в последующих разделах настоящего пособия. Здесь же целесообразно более подробно рассмотреть практические методы, которые имеют свои особенности как по содержанию, так и по направленности использования. Практические методы являются ведущими в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию. Вместе с тем словесные и наглядные методы создают предпосылки эффективного применения практических методов. Целесообразность применения того или иного практического метода определяется воз-можностью осваивать двигательное действие в целом или по частям.
Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.
Метод избирательного обучения связан с воздействием на отдельные стороны структуры двигательного действия при целостном его выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» акцентируют внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги.
Метод целостного обучения предусматривает изучение двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школьную программу, настолько просты, что расчленять их пет необходимости.
Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, которые в свою очередь могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации величины нагрузки и интервалов для отдыха.
Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заключается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанном с длительной равномерной работой, регламентируется мощность работы (бег со скоростью 2,8 м/с до снижения скорости). Данный ме-
46
тод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зонах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относительно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60-метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интервалом между повторениями в 5 мин). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксималыюй зонах физических нагрузок.
Метод переменного выполнения упражнения позволяет направленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных требований к организму стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Так, в режиме непрерывного выполнения упражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 м скорость повышается или снижается). В режиме переменного интервального выполнения происходит системное чередование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечивает возможность направленного воздействия на различные функциональные свойства организма.
Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические потенции в разнообразных смоделированных видах двигательной деятельности и, что самое главное, проявить свои творческие способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом. Игровой метод характеризуется:
сюжетной организацией деятельности учащихся, в которой предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянно меняющихся ситуаций. В основу игрового сюжета должны входить реальности окружающей действительности, образное отражение тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты или трудовых действий
И т.д.);
многоплановым содержанием деятельности, разнообразием способов достижения цели, когда учащимся предъявляют высокие требования к проявлению различных физических и психических
качеств;
наличием коллективных (групповых) действий, объединенных в единое желание выиграть, продемонстрировать единство взаимо^ действия, взаимовыручки, подчинение личных интересов коллективным и, наоборот, умение возглавить коллектив, привести его к победе;
отсутствием строгой регламентации в выполнении двигательных действий и нагрузки, когда последняя полностью зависит пт активности ученика, от той функции, которую он выполняет в игре.
Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Он также характеризуется унификацией целей состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызывает максимальные психические и физические напряжения.
Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.
Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющих общий признак — выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.
Метод круговой тренировки (рис. 5) характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:
в спортивном зале или на площадке оборудуют так называемые станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;
на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;
выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, переходит на другую, а во втором — класс- разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый ученик на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.
Круговой метод требует хорошей организованности и дисциплинированности учеников, проявления ими самостоятельности, понимания двигательных заданий. Двигательные задания подбирают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказывали преимущественное воздействие на развитие определенных физических способностей. Например, для развития силовых способностей на первой станции выполняют упражнения для мышц плечевого' пояса и предплечий (сгибание рук в упоре, подтягивание или поднимание груза на прямых руках), на второй — для мышц тулови-
Рис, 5. Круговая тренировка (вариант): / — кувырок вперед; 2 — перелезание
через препятствие; 3 — броски набивного мяча; 4 — ходьба по гимнастической
скамейке; 5 — прыжки через набивные мячи; б —подлезание под препятствием;
7 —подтягивание па гимнастической скамейке
ща, на третьей — для мышц нижних конечностей и т. д. Этим методом можно развивать и несколько способностей (например, на первой станции развивают силу, на второй — скорость передвижения, на третьей — координацию движений и т. д.).
Индивидуальный метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе про-бегания дистанции на выносливость учитель дает отдельным ученикам соответствующие распоряжения, регулируя скорость передвижения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индивидуальный метод используют при определении домашних заданий, проведении подвижных игр и соревнований.
Контрольные вопросы:
1.На какие два основных класса делятся методы учебно-воспитательного процесса?
2.Метод- дайте определение.
3.Дайте классификацию методов.
4.Цель словесного метода.
5.Что включает в себя наглядный метод?
6.Охарактеризуйте цели практического метода.