Региональная интеграция Центральной Азии: предпосылки, формы, противоречия
Под воздействием процессов глобализации и глубоких изменений в мировой политике произошли серьезные перемены как в теоретических представлениях о международной безопасности, так и в практике ее обеспечения. Если раньше безопасность в большей степени рассматривалась в контексте предотвращения военных угроз, то сегодня она понимается и как гарантия от вызовов невоенного характера. Борьба с терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом и организованной преступностью, обеспечение экономической, энергетической, информационной, экологической безопасности становятся не менее важными, чем деятельность по предупреждению и урегулированию военных конфликтов, по контролю над вооружениями. При этом традиционные проблемы безопасности по-прежнему актуальны и должны находиться в центре внимания как отдельных государств, так и международного сообщества в целом.
Республика Казахстан, например, последовательно выступает за создание условий, которые позволили бы обеспечить стабильность и безопасность в стране и регионе, противодействовать новым вызовам и угрозам на основе международного права и решать задачи раннего предупреждения и предотвращения возникающих угроз, искоренения фундаментальных причин, лежащих в их основе.
Туркменистан же, напротив, практически не входит в какие-либо региональные организации. Еще в 1995 г. Туркмения – единственная из республик Центральной Азии – объявила себя постоянно нейтральным государством (нейтральные страны не размещают на своей территории военные базы других государств, но и имеют право на самооборону; также их внутреннее законодательство, как правило, преобладает над международным). Такая политика позволила Туркменистану дистанцироваться от сложившихся организаций, как НАТО и ЕС, ОДКБ и ЕврАзЭС. В СНГ это государство имеет статус ассоциированного члена (им не ратифицирован устав Содружества). Не входит Туркменистан и в Тюркский Совет (остается членство в ОИК и ООН). Такая «замкнутость» позволяет Туркменистану вести самостоятельную игру с одной стороны, а с другой – лишает, как считает Ж. Алмабаева, - страховочной сетки в виде помощи потенциальных союзников из региона. Поэтому в рамках интеграционных механизмов Туркменистан не имеет возможности решать многие важные для него вопросы. Это и неурегулированные отношения с Азербайджаном, с которым Туркменистан не может поделить три месторождения на Каспии. Это и водная проблема в отношениях с Узбекистаном и Таджикистаном [1].
Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем увеличили объективные потребности в региональном взаимодействии. Историческая практика показывает, что региональная безопасность возможна при условии заинтересованного и плодотворного межгосударственного сотрудничества, требующее соответствующих институциональных форм. Соответственно, необходим глубокий анализ потенциальных возможностей таких международных институтов как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и др. в обеспечении различных видов безопасности.
Возможности той или иной международной организации в сфере обеспечения безопасности зависят от того, какой из международных режимов положен в основу ее деятельности. Таких режимов выделяют три: режим общей безопасности, режим коллективной безопасности и режим безопасности на основе сотрудничества (или режим кооперативной безопасности). У каждого из международных режимов есть свои достоинства и недостатки, определяющие возможности конкретной организации в сфере обеспечения безопасности.
Режим общей безопасности поддерживался в Центральной Азии как глобальными институтами в лице ООН, так и региональными в лице СНГ и его органов, и не способен был в полной мере устранить существующие угрозы и предотвратить новые вызовы.
По мере изменения ситуации в мировой и региональной политике все возросшее значение для государств Центральной Азии приобрел режим коллективной безопасности и такая его институциональная форма как ОДКБ.
За годы независимости Центрально-Азиатский регион сталкивался с внешними военными угрозами, на его территории имели место вооруженные конфликты внутреннего характера. В регионе развернулась деятельность организованной преступности и наркомафии, трансграничных террористических структур, активизировались экстремистские исламистские группировки внутри государств Центральной Азии. Все эти угрозы непосредственно связаны с глубокими кризисными явлениями в социально-экономической сфере ряда государств региона, что обострило проблему экономической, социальной и гуманитарной безопасности. Обострились проблемы обеспечения экологической и энергетической безопасности для многих государств Центральной Азии. Однако характер вышеперечисленных проблем для каждого центрально-азиатского государства неодинаков. Он зависит как от потребностей и конкретного потенциала каждого государства, так и от их национально-государственных интересов.
Ни одно из постсоветских государств Центральной Азии не способно решить задачи обеспечения своей безопасности самостоятельно, без сотрудничества с другими государствами региона и всего мирового сообщества. Государства нуждаются в широком международном сотрудничестве как на региональном, так и на глобальном уровне. Определенные возможности для такого сотрудничества появились благодаря вступлению государств ЦА в ООН, ОБСЕ и другие международные организации. Однако вопросы обеспечения безопасности в Центральной Азии не являются основным направлением в деятельности этих организаций. Более актуальными такие вопросы являются для международных институтов, действие которых распространяется на территории государств региона.
СНГ, например, сыграло важную роль в том, что на первом этапе
- удалось избежать конфликтов, подобных в Югославии;
- создал необходимые предпосылки для мирного урегулирования внутренних конфликтов, таких как, например, в Таджикистане;
- закрепил на территории постсоветского пространства нормы режима общей безопасности и наметил возможные пути решения экономических, социальных и гуманитарных проблем постсоветских государств.
По мере того как усиливались разногласия между членами СНГ в их внутриполитическом и экономическом развитии и внешнеполитических ориентациях, стало ясно, что СНГ не может в полной мере реализовать интересы постсоветских государств, в т.ч. и в сфере обеспечения безопасности.
В целях обеспечения безопасности были созданы другие международные институты, в частности Организация Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ) и Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Одним из инструментов взаимодействия и координации работ по обеспечению стабильности и безопасности в регионе выступает ОДКБ. ОДКБ является международным региональным объединением, в котором участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Основными целями ОДКБ являются обеспечение национальной безопасности, защита суверенитета и территориальной целостности государств-участников, укрепление в военном и организационном отношении национальных вооруженных сил, сохранение объединенной системы ПВО, налаживание взаимодействия и сотрудничества в области совместной охраны границ с государствами, не входящими в СНГ.
Высший орган Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ), который рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный совет, представленный полномочными представителями государств-членов Организации.
Консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики является Совет министров иностранных дел, а консультативным и исполнительным органом по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества - Совет министров обороны. Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Постоянно действующим рабочим органом Организации является Объединенный штаб ОДКБ, который функционирует с 2004 года и отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности.
В рамках ОДКБ Казахстан проводит стратегическую линию, в соответствии с которой Организация является консультативным органом, имеющим оборонительную направленность, открытой и готовой к сотрудничеству с другими международными организациями в сфере безопасности. Одним из важных направлений деятельности ОДКБ является сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и другими сопутствующими им преступлениями – контрабандой наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией. На данном направлении создана серьезная база для координации действий и проведения согласованных специальных операций. Так, в рамках борьбы с контрабандой наркотиков создан Координационный совет руководителей компетентных органов стран-членов ОДКБ, проводятся оперативно-профилактические мероприятия с участием сил и средств органов внутренних дел, национальной безопасности, пограничных и таможенных служб (например, операция «Канал»).
Работа по укреплению международного режима ядерного нераспространения входит в число приоритетных направлений деятельности ОДКБ. На Седьмой конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), прошедшей в Нью-Йорке в мае 2005 г., странами-участницами ОДКБ было распространено совместное заявление, в котором подчеркнута актуальность «угрозы распространения ядерного оружия, а также материалов и технологий, требующихся для его создания, особенно в условиях роста террористической опасности». Государства-члены ОДКБ особо отметили вклад Беларуси и Казахстана в укрепление режима нераспространения путем добровольного вывода ядерного оружия со своих территорий и призвали других участников ДНЯО подтвердить приверженность этому соглашению.
Важным элементом универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы является формирование миротворческого потенциала ОДКБ.