Лекция №12

Скачать

В отношениях между НАТО и ОБСЕ прослеживается взаимосвязь не только по причине совпадения их географической принадлежности, "двойного" членства многих из входящих в них государств и общности широких функций обеспечения безопасности.

Само зарождение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, его эволюция, "второе рождение" в связи с окончанием "холодной войны" и последующая институциализация (превращение в организацию) и расширение сфер деятельности были во многом обусловлены и тесно связаны с развитием и трансформацией самого Альянс.В частности, Лондонская декларация НАТО (июль 1990 г.) предвосхитила многие изменения СБСЕ, зафиксированные в ноябре того же года в Парижской Хартии для Новой Европы

При том, что по своим исходным задачам две организации существенно различны (НАТО – изначально организация коллективной обороны группы государств, тогда как ОБСЕ – региональная общеевропейская организация, разновидность системы коллективной безопасности), между ними происходит определенное сближение по ряду параметров и на сегодняшний день существует много общего:

  1. Они исходят из признания ведущей роли в мировых делах Организации Объединенных Наций, действуют на основе ее Устава, в частности, Статьи 51, а также резолюций Совета Безопасности и других решений ООН в качестве международно-правовых рамок и мандатов для своей деятельности.
  2. Опираются на единые принципы и нормы международного сотрудничества, в частности, принципы всеобщности, всеобъемлющего характера и неделимости безопасност, Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве, которая предусматривает укрепление взаимоусиливающего сотрудничества и взаимодополняемости между организациями и институтам.

    С целью дальнейшего содействия делу мира и стабильности в Евроатлантическом регионе НАТО намерена продолжать развивать плодотворное и тесное сотрудничество с ОБСЕ во взаимодополняющих областях предотвращения конфликтов, кризисного регулирования и постконфликтного восстановлени.
  3. Руководствуются широкой концепцией обеспечения безопасности

    В Стратегии ОБСЕ по противодействию угроза безопасности и стабильности в ХХ I веке, принятой в Маастрихте в декабре 2003 г. подчеркнуто, что ее многомерный подход к безопасности как общей, всеобъемлющей и неделимой, основанный на сотрудничестве и охватывающий военно-политическое, экономическое и экологическое, а также человеческое измерения ни в коей мере не утратил своей актуальности и нуждается в сохранении и дальнейшем укреплени. 

    В свою очередь, в ныне действующей Стратегической концепции НАТО 1999 г. постулирована приверженность Североатлантический союза широкому подходу к безопасности, "что подразумевает важность политических, экономических, социальных и экологических факторов, дополняющих обязательный оборонный аспект. Такой широкий подход создает основу для эффективного осуществления Североатлантическим союзом своих первостепенных задач в области безопасности и его все возрастающих усилий в деле развития активного сотрудничества с другими европейскими и евроатлантическими организациями, а также с Организацией Объединенных Наций. Наша коллективная цель состоит в создании такой архитектуры европейской безопасности, в рамках которой вклад в обеспечение безопасности и стабильности Евроатлантического региона со стороны Североатлантического союза и участие этих других международных организаций будут взаимно дополнять и подкреплять друг друга, как в деле углубления отношений между государствами Евроатлантического региона, так и в урегулировании кризисов. 
  4. Согласно своим основополагающим документам НАТО и ОБСЕ выступают в защиту ценностей демократии, прав человека и верховенства закона. В Документе Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ представители государств-участников подтвердили, что демократия является неотъемлемым элементом правового государств.
  5. Каждая организация, с присущими ей особенностями, осуществляютсоциализацию демократических норм в зонах своей деятельности (НАТО – посредством инструментов расширения и партнерства; ОБСЕ – также посредством обязательств, вытекающих из членства, однако в случае внутригосударственных конфликтов – через свои нормообразующую и нормозакрепляющую функции (трансфер, институциализация норм в соответствующих социально-политических структурах и их закрепление в политических практиках), в наиболее целостной форме воплощенных в концепции "надлежащего управления". Обе организации тем самым со-участвуют вместе с Советом Европы и ООН в "конструировании" (в терминах теории социального конструктивизма) основ демократической безопасности и сообществ безопасност
  6. Активно используют инструменты партнерства (программа "Партнерство ради мира" и другие форматы партнерских отношений НА; государства-партнеры ОБСЕ в средиземноморском регионе – Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис. В Азии – Афганистан, Монголия, Республика Корея, Таиланд, Япония).
  7. Выступают в качестве форумов для обсуждения вопросов безопасностимежду своими членами и партнерами. 
  8. Применяют региональный подход и имеют совпадающие региональные измерения – южно-восточноевропейское (балканское), средиземноморское и наметившиеся кавказское и центральноазиатское. Средиземноморский диалог НАТО имеет в качестве своих целей содействие региональной безопасности и стабильности, улучшение взаимопонимания между НАТО и средиземноморскими партнерами, создание в странах-участницах адекватных представлений о Североатлантическом союзе, развитие дружественных отношений во всем регионе. Он дополняет другие международные региональные инициативы, такие, как Средиземноморская инициатива Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Барселонский процесс Европейского союза . 
  9. В Азии и Европе НАТО и ОБСЕ реализуют свои собственные программы сотрудничества и помощи (например, Инициатива для Юго-Восточной Европы Североатлантического союза) и одновременно взаимодействуют в рамках широких многосторонних усилий – Афганского соглашения, инициативы "Окружающая среда и безопасность" (ENVSEC), Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. В сфере обороны и обеспечения безопасности Пакт способствует реализации инициатив по сокращению вооруженных сил и конверсии военных баз, приграничному сотрудничеству при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разминированию, а также укреплению демократического контроля над вооруженными силами. 
  10. Находятся в процессе реформирования и трансформации, в поиске путей нейтрализации современных глобальных угроз и вызовов безопасности и способов повышения своей эффективности.
  11. Хотя ОБСЕ уникальна по своему общеевропейскому охвату, она также содержит трансатлантическую составляющую (членство США и Канады).
  12. Обе организации имеют в качестве основных задач укрепление европейской и международной безопасности и регулирование конфликтов и кризисов (все измерения ОБСЕ, Ст. 1 и 2 Североатлантического договора, параграф 10 Стратегической концепции Североатлантического союза).
  13. Действуют в русле всеобъемлющего подхода к кризисному регулированию. 

    В Декларации Бухарестского саммита Североатлантического союза заявлено, что "со многими возникающими сегодня проблемами безопасности нельзя успешно справиться, если НАТО будет действовать в одиночку. Лучше всего решать их путем широкого партнерства с международным сообществом в рамках поистине всеобъемлющего подхода, основанного на общем настрое на открытость и сотрудничество, а также решительности всех сторон. Мы полны решимости вести совместную работу для укрепления мира и стабильности, а также преодоления глобальных вызовов, которые все в большей мере затрагивают общую безопасность".

При сохранении существенных различий между двумя институциями наблюдается функциональное сближение.

ОБСЕ "больше" НАТО и по количеству членов, и по широте задач, однако "меньше" НАТО в плане силового потенциала, поскольку не имеет не только военных, но практически и никаких иных инструментов силового воздействия.

ОБСЕ "сидит на трех корзинах" (военно-политические, экономические и экологические и гуманитарные вопросы), занимаясь ранним предупреждением, превентивной дипломатией, урегулированием конфликтов и постконфликтным восстановлением, а также наблюдением за выборами, и проблемами экологической безопасности.

В то же время, НАТО значительно расширила сферы своей деятельности в период после окончания "холодной войны" в соответствии с новой, широкой концепцией безопасности и всеобъемлющим подходом к кризисному регулированию.

Североатлантический союз сегодня использует целый диапазон политических средств, включающих политико-дипломатические инструменты и общественную дипломатию, формальные и неформальные механизмы, а к традиционным задачам военно-оборонительного характера добавились миротворческие миссии, спектр операций гуманитарного характера и разнообразные разоруженческие и специальные научные программы (уничтожение запасов вооружений, гуманитарное разминирование, экологическая реабилитация.

Новая парадигма функциональной безопасности взамен географической – парадигма "вовлеченности" (engagement) в связи с глобализацией угроз и необходимостью их нейтрализации по месту возникновения, а также принятие превентивных контртеррористических мер в контексте совершенствования борьбы НАТО с терроризмом повлекла за собой усиление механизмов Альянса по раннему выявлению и предупреждению вызовов безопасности. В данной области также происходит сближение функций двух организаций.

Выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене в ноябре 2005 г. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер подчеркнул, что "в лице НАТО ОБСЕ имеет сильного и настроенного на сотрудничество партнера. НАТО расширил a свою повестку дня, руководствуясь при этом целями, разделяемыми ОБСЕ... В достижении нашей общей цели – построения единого, свободного и безопасного континента – важную роль и впредь надлежит играть ОБСЕ".

В настоящее время совместные мероприятия двух организаций проводятся во всех трех измерениях.

НАТО и ОБСЕ зачастую действуют в одних и тех же или смежных практических областях безопасности и географических регионах Европы, Азии и Средиземноморья, взаимодополняя друг друга е).

В Коммюнике Стамбульского саммита НАТО (июнь 2004 г.) было отмечено, что у обеих институций имеются в значительной степени дополняющие друг друга ответственность и общие интересы, как в функциональном, так и в географическом плане, и НАТО "будет и далее развивать сотрудничество с ОБСЕ в таких областях, как предотвращение конфликтов, кризисное регулирование и постконфликтное восстановление".

Вопросы противодействия международному терроризму, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, транспарентности и других мер по укреплению доверия, контроля над вооружениями (Договор об обычных вооружениях в Европе), энергобезопасности, защиты критической инфраструктуры и т.д. стоят в повестке дня обеих организаций и являются темами для обмена мнениями и взаимодействия между ними.

Отношения между двумя организациями включают как политический диалог, так и оперативное взаимодействие на местах.

С 1998 г. организуются встречи на рабочем уровне между представителями институций по проблемам, представляющим взаимный интерес. С этого же времени наблюдатели ОБСЕ посещают учения, проводимые под руководством Альянса.

Контакты между НАТО и ОБСЕ осуществляются на различных уровнях и в различных контекстах:

Тематические области сотрудничества между НАТО и ОБСЕ включают:

В области борьбы с терроризмом усилия НАТО, особенно в рамках партнерских отношений с другими государствами, дополняют деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. После террористических актов в США в сентябре 2001 года ОБСЕ выдвинула ряд инициатив, включая Хартию о предотвращении терроризма и борьбе с ним, принятую в 2002 г. в Порто.

Антитеррористическое подразделение ОБСЕ (АТП) координирует всю деятельность организации в области борьбы с терроризмом. Созданное в 2002 г., оно тесно взаимодействует с Контртеррористическим комитетом ООН (КТК), Управлением ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), а также с НАТО и другими международными партнерами.

Связанная с противодействием терроризму совместная работа двух организаций включает пограничный контроль, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), контроль над экспортом оружия, а также экономические и финансовые аспекты терроризма.

На стамбульском саммите Североатлантического союза было принято решение расширить сотрудничество с международными организациями в рамках Плана действий против терроризма (ПДПТ) и поручено международному секретариату НАТО включить в ПДПТ и в тематику переговоров с ОБСЕ на рабочем уровне виды деятельности, в которых НАТО имеет сравнительные преимущества: нормотворчество по вопросам оперативной совместимости и подготовки сил и средств посредством учебной подготовки и учений, а также ее роль «посредника» в областях, где у Альянса нет первостепенной ответственности, таких как обеспечение безопасности границ и ликвидация последствий различных бедствий.

Отношения НАТО с ОБСЕ и другими партнерами находятся на пороге новой фазы – большей структурированности, лучшей координации и достижения более высокой степени интеграции в складывающуюся сетевую структуру международных институтов.

Что касается ОБСЕ, то перед ней стоит задача преодоления охвативших ее кризиса легитимности и внутренних противоречий, которые не могут не сказаться на эффективности дальнейшего функционирования этой организации.


Скачать


zharar.kz