Лекция

Скачать

4. Организация деятельности Правительства

Заседания Правительства созываются Премьер-министром либо Президентом республики и проводятся не реже одного раза в месяц.

На заседаниях Правительства председательствует Премьер-министр, а в его отсутствие - заместитель Премьер-министра. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент республики. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей членов Правительства. Члены Правительства участвуют в его заседаниях без права замены. Заседания Правительства являются открытыми. По инициативе Президента либо Премьер-министра могут проводиться закрытые заседания Правительства.

Возглавляет Правительство Премьер-министр, который имеет следующие полномочия:

-              организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между  членами Правительства;

-              представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом республики, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государственными органами;

-              представляет Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;

-              вносит Президенту республики предложения: о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств,  и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность  министра, акима области, города республиканского значения и столицы республики; об освобождении от должности министра, в том числе не согласного с проводимой Правительством политикой или не проводящего ее;

-              представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета республики;

-              докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства;

-              заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей центральных и местных исполнительных органов;

-              исполняет другие полномочия, возложенные на него законодательством республики.

              Члены Правительства:

-  осуществляют руководство соответствующими государственными органами;

-  самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции;

-  несут персональную ответственность перед Премьер-министром республики за работу подчиненных им государственных органов;

-  ответственны за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих государственных органов, и за обеспечение исполнения законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;

-  определяют структуру и штатную численность возглавляемых ими государственных органов и их территориальных подразделений в пределах лимита штатной численности этих органов, утвержденных Правительством республики.

5. Нормотворческая деятельность Правительства

Во-первых. Правительство обладает правом законодательной инициа­тивы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетен­цию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотре­ние Мажилиса. Законопроекты, внесенные Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правитель­ства при обязательном участии разработчиков документа, эк­спертов. По результатам рассмотрения законопроекта прини­мается постановление Правительства либо распоряжение Премьер-министра, которым проект закона может быть направ­лен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.

Правительство не только самостоятельно осуществляет пра­во законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Вместе с тем Правительство может готовить проекты нормативных актов Президента.

Во-вторых. Правительство само осуществляет собственное нормотворчество. На основе и во исполнение Конституции республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов Правительство издает:

- нормативные постановления.

- индивидуальные постановления.

Премьер-министр республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.

    Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики и могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.

6. Отношения Правительства с другими органами государства

Правовой  основой взаимо­отношений Правительства с другими государственными орга­нами являются Конституция Республики, указы Президента Республики о Правительстве, о Парламенте, о судах и статусе судей, о Конституционном Совете. Во всех этих нормативных правовых актах содержатся правила, определяющие принципы, формы взаимоотношений Правительства с другими государ­ственными органами в соответствии со своей компетенцией и своим местом в системе разделения государственной власти на различные ветви.

      Отношения с Президентом.

    Правительство:

     1) регулярно информирует Президента о выполнении Программы Правительства, поручений Президента и других направлениях своей деятельности;

     2) организует исполнение актов Президента республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами;

     3) выполняет поручения президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента;

     4) представляет на утверждение Президента государственные программы.

     5) согласовывает с Президентом республики планы законопроектных работ Правительства.

Отношения с Парламентом.

Правительство:

1)          обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется исключительно в Мажилисе Парламента.

2)          обеспечивает исполнение законов республики, контролирует их исполнение министерствами, и другими центральными и местными исполнительными органами;

3) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении;

4) дает заключения по проектам законов республики, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;

5) дает ответы на запросы депутатов Парламента.

Отношения с министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства республики.

     Правительство республики:

  1) осуществляет руководство деятельностью министерств, и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства республики, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства республики;

  2) по представлению министров и руководителей иных центральных исполнительных органов утверждает положения о министерствах и иных центральных исполнительных органах, лимиты их штатной численности, а также их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений;

3) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства республики, а также ведомств;

     4) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства;

     5) по представлению министров, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности их заместителей, за исключением заместителей руководителей тех центральных исполнительных органов, назначение на должность и освобождение от должности которых производится Президентом республики;

     6) выполняет иные функции, установленные действующим законодательством.

Отношения с ведомствами.

     Правительство республики:

1) издает нормативные акты, определяющие сферу деятельности, полномочия и ответственность ведомств;

2) по представлению руководителей соответствующих центральных исполнительных органов утверждает лимиты штатной численности ведомств и их территориальных подразделений;

3) по представлению соответствующих министров, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности руководителей ведомств республики;

     4) выполняет иные функции, установленные действующим законодательством.

Отношения с местными исполнительными органами

      Правительство республики:

1) осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов республики по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства республики;

2) отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов, вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента республики. Акимы административно-территориальных единиц, возглавляющие соответствующие местные исполнительные органы, являются представителями Президента и Правительства республики и вносят в Правительство республики предложения по вопросам государственного управления.

Отношения Правительства республики с иными государственными органами, финансируемыми из республиканского бюджета

     Правительство республики в установленном законодательством порядке решает вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности иных, в том числе специальных, государственных органов, финансируемых из республиканского бюджета.


Скачать


zharar.kz