Лекция

Скачать

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1. Понятие местного государственного управления и местного самоуправления

              Республики Казахстан объединяет местные представительные органы и местные исполнительные органы под общим названием «Местное государственное управление». Характерными чертами в реализации такого подхода являются следующие:

1. Местные представи­тельные органы считаются органами местного государствен­ного управления. Этим самым признается управленческий ха­рактер деятельности местных представительных органов.

2. Местные пред­ставительные органы, формируемые непосредственно населе­нием, тем не менее считаются органами государственного управления.

3. Местные представительные органы организационно не свя­заны с местными органами исполнительной власти, хотя и те, и другие относятся к органам местного государственного уп­равления.

4.Органы местного государственно­го управления в организационно-правовом отношении не свя­заны с местным самоуправлением, которое осуществляется на­селением непосредственно.

5.Местное государственное управление и местное самоуправ­ление обеспечивают осуществление функций высших органов государственной власти в сочетании с децентрализацией управления для более полного учета интересов местного насе­ления. Местное население, участвуя в формировании местного представительного органа как органа местного государствен­ного управления своими представителями, через них решает государственные проблемы.

5.Ор­ганы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и имеют  организационную и функциональную самостоятельность в решении вопросов местного значения. В Конституции ска­зано, что порядок организации и деятельности органов мест­ного самоуправления определяется самими гражданами в преде­лах, установленных законом. При этом в Конституции отмеча­ется, что гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных за­коном.

2. Местные представительные органы

Порядок формирования, компетенцию местных пред­ставительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г.,  конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты.

Представительным органом населения на территории об­ласти, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе) является маслихат. Маслихаты вы­ражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных ин­тересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Рес­публики Казахстан, достигший 20-ти лет. Гражданин респуб­лики может быть депутатом только одного маслихата.

Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председа­теля ревизионной комиссии, организационного отдела, советников (кон­сультантов), консультанта-организатора, референтов.

Секре­тарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он изби­рается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. Порядок внесения предложений об избра­нии секретаря маслихата и освобождения его от должности определяется регламентом маслихата. Добровольное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки сек­ретарь вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления. При отсутствии секретаря мас­лихата его полномочия по распоряжению председателя сессии маслихата временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий данного маслихата.

Секретарь маслихата:

-    организует подготовку сессии маслихата;

-    оказывает содействие депутатам маслихата в осуществле­нии ими своих полномочий, организует обеспечение их необ­ходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязан­ностей для участия в работе маслихата;

-    контролирует рассмотрение запросов депутатов руководи­телями структурных подразделений местной администрации;

-    возглавляет аппарат маслихата, руководит его деятельностью, назначает на должность и освобождает от должности его слу­жащих;

-    регулярно представляет в маслихат и председателю его сес­сии информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;

-    организует взаимодействие маслихата с органами местного самоуправления;

-    выполняет по решению маслихата либо поручениям пред­седателя его сессии иные функции.

Важная роль в организации и деятельности маслихата при­надлежит ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия из­бирается на срок полномочий маслихата для контроля за ис­полнением местного бюджета. В состав ревизионной комиссии могут включаться лица, не являющиеся депутатами маслихата. Ревизии могут проводиться по решению маслихата, принимае­мому по предложению акима, ревизионной комиссии, не ме­нее одной трети от общего числа депутатов маслихата. Права и обязанности, порядок работы ревизионной комиссии опреде­ляются регламентом маслихата.

К ведению маслихатов относится:

-     утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их ис­полнении;

-     решение отнесенных к их ведению вопросов местного ад­министративно-территориального устройства;

-     рассмотрение отчетов руководителей местных исполнитель­ных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихатов;

-     образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихатов, заслушивание отчетов об их деятельности, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы масли­хата;

-     утверждение по представлению акима схемы управления ад­министративно-территориальной единицей;

-     утверждение правил, за нарушение которых законодатель­ством установлена административная ответственность;

-     участие в распределении средств, выделяемых для финан­сирования республиканских программ и иных мероприятий, осуществление контроля за их расходованием;

-     принятие решений о выпуске, условиях, размещении и реализации лотерей, а также о заимствовании средств у вышестоящего бюджета или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года и только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему;

-     внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки об­ластного центра, городов республиканского значения и столи­цы в Правительство Республики Казахстан, утверждение гене­ральных планов застройки населенных пунктов;

-     образование и утверждение по представлению местного ис­полнительного органа состава административной, наблюдатель­ной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, по ох­ране памятников истории и культуры и других специальных комиссий;

-     осуществление в соответствии с законодательством респуб­лики иных полномочий по обеспечению прав и законных инте­ресов граждан.

Маслихаты вправе принимать обязательные правила, за на­рушение которых предусматривается административная ответ­ственность. Это правила:

-     застройки территории населенных пунктов;

-     охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;

-     торговли в общественных местах;

-     общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, безопасности на водах;

-     меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий;

-     охраны инженерных коммуникаций;

-     санитарной очистки территорий;

-     использования рекламы, вывесок, объявлений и других информационных материалов;

-     пользованием общественным транспортом;

-     благоустройство территории, содержание и защита зеленых насаждений;

-     содержания домашних животных;

-     парковки автотранспорта;

-     общественного порядка в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликвидации их последствий;

Установленные маслихатом правила не должны противоре­чить законодательству республики Казахстан и подле­жат официальному опубликованию.

Акты Маслихата.

Маслихат принимает решения. Председатель сессии принимает решения о созыве сессии Маслихата. Секретарь Маслихата - распоряжения. Постоянные комиссии Маслихата - постановления и заключения. Ревизионная комиссия Маслихата -  составляет акты ревизии.

Акты Маслихата, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

  Постановление Маслихата, не соответствующее законодательству Республики Казахстан, может быть отменено самим маслихатом или в судебном порядке.

Маслихат осуществляет свою компетенцию на сессии, че­рез постоянные и временные комиссии, через депутатов. Ос­новной формой деятельности маслихата является сессия. В сес­сионной форме работы маслихата в полной мере проявляется его свойство как представительного органа государственной власти. Поэтому наиболее важные вопросы, отнесенные Кон­ституцией и законами к ведению маслихата, он решает на сес­сиях.

Первая сессия вновь избранного маслихата созывается пред­седателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в 30-дневный срок со дня регистрации депутатов маслихата в составе не менее 3/4 от числа депутатов, установленного для данного мас­лихата. Сессии бывают очередными и внеочередными.

Очередная сессия маслихата созывается председателем сес­сии маслихата не реже четырех раз в год. Внеочередная сессия маслихата созывается председателем сессии маслихата по соб­ственной инициативе или по предложению не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также акима не позднее чем в 5-дневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послу­жившие основанием для их созыва.

Сессия маслихата правомочна, если на ней присутству­ют не менее 2/3 от числа депутатов. Сессия маслихата проводится в форме пленарных заседа­ний.

Сессии маслихата носят, как правило, открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению масли­хата, принимаемому по предложению акима, исключительно в интересах сохранения охраняемых законом государственных секретов.

По приглашению председателя сессии, секретаря маслихата руководители местных исполнительных органов, руководите­ли и иные должностные лица организаций, расположенных на территории соответствующей административно-территориаль­ной единицы, обязаны являться на сессию маслихата для предо­ставления информации по вопросам, относящимся к компе­тенции маслихата.

Маслихат образует на срок своих полномочий постоянные комиссии. Их число не должно превышать семи. Перечень и численный состав постоянных комиссий опре­деляются маслихатом. Председатели и члены постоянных ко­миссий избираются соответствующим маслихатом из числа его депутатов.

Заседания постоянных комиссий созываются по мере необ­ходимости и считаются правомочными, если на них присут­ствует не 2/3 от общего числа депутатов, входя­щих в их состав. Постановление постоянной комиссии прини­мается большинством голосов от общего числа членов комис­сии.

Постоянная комиссия по собственной инициативе или по решению маслихата может проводить публичные слушания с целью обсуждения наибо­лее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседа­ний постоянных комиссий с участием депутатов, представите­лей местных государственных органов, органов местного са­моуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.

В целях подготовки к рассмотрению на сессиях вопросов, отнесенных к ведению маслихатов, маслихат вправе образовы­вать временные комиссии. Состав, задачи и сроки полномочий временных комиссий определяются маслихатом при их образо­вании. Временные комиссии маслихата по вопросам своей ком­петенции принимают заключения.

Председатель будущей сессии маслихата избирается в за­вершение каждой очередной сессии маслихата из числа его депутатов для руководства подготовкой очередной предстоя­щей сессии маслихата. Подготовка и проведение внеочередной сессии маслихата осуществляется председателем сессии мас­лихата, который руководит подготовкой и проведением оче­редной предстоящей сессии маслихата. Порядок избрания пред­седателя сессии маслихата определяется регламентом маслиха­та.

Депутат маслихата представляет волю населения соответ­ствующего избирательного округа. Полномочия депутата мас­лихата начинаются с момента ею регистрации в качестве депу­тата маслихата соответствующей территориальной избиратель­ной комиссией и прекращаются с момента прекращения пол­номочий маслихата.

Досрочно полномочия депутата маслихата прекращаются в случаях:

-     избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;

-     признания депутата судом недееспособным;

-     прекращения полномочий маслихата;

-     смерти депутата;

-     утраты им гражданства Казахстана;

-     вступления в отношении депутата в силу обвинительного приговора суда;

-     выезда на постоянное местожительство за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;

-     отставки;

-     систематического невыполнения депутатом своих обязанностей.

Для осуществления полномочий депутат наделяется права­ми и несет обязанности.

Депутат вправе:

-     избирать и быть избранным председателем сессии, секре­тарем маслихата, в постоянные комиссии и иные органы мас­лихата;

-     предлагать вопросы для рассмотрения на сессии маслихата и его постоянных комиссий и иных органов, участвовать в их рассмотрении и принятии решений;

-     выступать с запросами к должностным лицам местного ис­полнительного органа и с обращениями к руководителям иных организаций;

-     проводить встречи, собрания с избирателями округа, а также с органами местного самоуправления и орга­низациями;

-     осуществлять иные действия, предусмотренные законода­тельством и регламентом маслихата.

Депутат обязан:

-    участвовать в работе маслихата и его органов, в состав ко­торого он избран;

-    поддерживать постоянную связь с избирателями, регуляр­но информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов и исполнении его реше­ний, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;

-    рассматривать поступившие к нему обращения избирате­лей, регулярно вести личный прием граждан.

В период проведения сессий, заседаний постоянных комис­сий и иных органов маслихата, на время осуществления депу­татских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязаннос­тей с возмещением ему средней заработной платы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет сред­ств соответствующего местного бюджета.

Полномочия маслихата прекращаются по истечении срока полномочий, установленного Конституцией Республики Ка­захстан.

Досрочно полномочия маслихата прекращаются Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Генерального прокурора в следую­щих случаях:

- неоднократного нарушения Конституции, законов Респуб­лики Казахстан, выразившегося в принятии решений, признан­ных в судебном порядке незаконными;

- если вновь избранный маслихат по истечении тридцати дней со дня открытия первой сессии не определил свою структуру и не образовал соответствующие органы.

- реорганизации и ликвидации соответствующей администра­тивно-территориальной единицы;

-    принятия маслихатом решения о самороспуске тайным го­лосованием не менее чем двумя третями голосов от общего числа его депутатов;

-    непреодолимых разногласий с акиматом, выразившихся в двукратном неутверждении местного бюджета, планов, экономических и социальных программ развития территории.

3. Местные исполнительные органы

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обес­печивают проведение общегосударственной политики испол­нительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему  государственного управления на местах, в административно-территориальных единицах входят представители  местных исполнительных органов: акимы областей, рай­онов, городов, аулов, сел, поселков.

Акимы областей, городов республиканского значения и сто­лицы назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра.

Акимы иных администра­тивно-территориальных единиц назначаются и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

Акимы являются представителями Президента и Правитель­ства. Президент Республики вправе по своему усмотрению ос­вобождать от должности акимов. Полномочия акимов облас­тей, городов республиканского значения и столицы прекраща­ются при вступлении в должность вновь избранного Прези­дента Республики.

Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосованием большинством в две трети от общего числа де­путатов выразить недоверие руководителю органа местной ад­министрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей администрации, ко­торый принимает по данному вопросу мотивированное реше­ние и извещает о нем соответствующий маслихат.

Организационное, правовое и материально-техничес­кое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся  акиму аппарат.

Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной админис­трации.

Управленческими органами местного исполнительного органа являются отделы и управления Они ведут работу но исполнению ре­шений соответствующих маслихатов, акимов местной админис­трации, вышестоящих государственных органов в отраслях и сферах управления. Отделы и управления осуществляют управление подчиненными соответствующим акимам местной администрации учреждениями, организациями, предприятия­ми соответствующих отраслей, ведут распорядительную дея­тельность в пределах своей компетенции. Большинство полно­мочий отделов и управлений направлено на реализацию ком­петенции акимов. Вместе с тем отделы и управления, будучи разновидностью местных органов госу­дарственного управления, входят в систему соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств респуб­лики (хотя их органами и не являются).

Вышестоящие органы государственного управления долж­ны осуществлять в отношении отделов и управлений прежде всего организационно-методическое руководство, обеспечивать соответствие их деятельности общим направлениям и требова­ниям развития отрасли. Некоторые вопросы организации и деятельности отделов, управлений решаются акимом местной администрации по согласованию с вышестоящими органами управления (например, при утверждении руководителей отде­лов и управлений внутренних дел вопрос согласуется с руководством соответствующих органов внутренних дел и Мини­стерством внутренних дел Республики Казахстан).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности мес­тного исполнительного органа при акиме создается консульта­тивно-совещательный орган коллегия. Ее состав утвержда­ется акимом.  Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Для выполнения возложенных задач местные исполнитель­ные органы наделены широкой компетенцией. Правовые осно­вы компетенции местных исполнительных органов закреплены в Конституции Республики Казахстан.

К ведению местных исполнительных органов Конституция относит:

-     разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их ис­полнения;

-     управление коммунальной собственностью;

-     назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей местных исполнительных органов. Решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных испол­нительных органов;

-     осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные испол­нительные органы законодательством.

Законодательство более детально регламентирует полномо­чия местного исполнительного органа. Полномочия местного исполнительного органа делятся на несколько групп.

Первая группа. Полномочия по защите прав и свобод граждан, обеспе­чению законности и правопорядка.

Местный исполнительный орган в данной сфере:

- обеспечивает исполнение гражданами и организациями Кон­ституции Республики Казахстан, законодательных актов, нор­мативных правовых актов Президента и Правительства Респуб­лики Казахстан, центральных и местных государственных ор­ганов;

- принимает меры по защите прав и свобод граждан, обеспече­нию общественного порядка, в том числе при проведении со­браний, митингов, шествий, демонстраций и пикетов граждан;

- организует работу по разъяснению законодательства и ока­занию юридической помощи населению;

- содействует материально-техническому обеспечению рабо­ты судов, судебно-экспортных и исправительно-трудовых уч­реждений;

- осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасности и безопасности на водах;

- в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимает предусмотренные законодательством меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законнос­ти и правопорядка;

- обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей во­инской обязанности;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него за­конодательством Республики Казахстан.

Вторая группа. Полномочия местного исполнительного органа в эконо­мической сфере.

Местный исполнительный орган:

- разрабатывает проекты планов, экономических и социаль­ных программ развития территории и обеспечивает их испол­нение;

- разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполнение;

- утверждает генеральный план застройки населенных пунк­тов и выступает заказчиком по строительству объектов комму­нальной собственности и социально-культурного назначения, дает разрешение на строительство коммунальных сетей и со­оружений;

- создает благоприятные условия для развития предпринима­тельства;

- обеспечивает формирование социальной, инженерной, тран­спортной, информационной инфраструктуры населенных пун­ктов с учетом интересов населения административно-террито­риальной единицы;

- осуществляет контроль за охраной и рациональным исполь­зованием земли и других природных ресурсов, организует эко­логическую экспертизу, строительство и реконструкцию при­родоохранных объектов;

- содействует эксплуатации и содержанию коммунального жилищного фонда, дорог, улиц, других объектов инфраструк­туры и систем жизнеобеспечения населения;

- распределяет жилищный фонд, находящийся в его веде­нии, осуществляет учет граждан, нуждающихся в жилье, ре­шает вопросы использования нежилых помещений, аренды зда­ний и сооружений, находящихся в коммунальной собствен­ности;

- размещает заказы по развитию систем электрификации, га­зоснабжения, водоснабжения населенных пунктов;

Третья группа. Полномочия местного исполнительного органа и соци­ально-культурной сфере.

Местный исполнительный орган:

- осуществляет управление государственными учреждения­ми образования, здравоохранения, культуры и спорта, содей­ствует укреплению их материально-технической базы;

- в пределах и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан, решает вопросы социально-культурно­го, медицинского, торгового, бытового и иного обслуживания населения;

- обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ре­сурсов, решает вопросы трудоустройства;

- принимает меры по развитию обязательного медицинского страхования, заключает договоры об обязательном медицин­ском страховании для неработающего населения;

- решает вопросы социальной защиты населения, охраны ма­теринства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населения;

- содействует сохранению и развитию исторических, нацио­нальных и культурных традиций и обычаев населения, органи­зует работу но сохранению исторического и культурного на­следия, кладбищ и иных мест захоронения;

- вносит предложения об объявлении находящихся на соот­ветствующей территории природных и иных объектов, пред­ставляющих экологическую, историческую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;

В законодательстве закреплены полномочия акимов област­ной, районной и городской администрации.

В компетенцию акимов областей, городов республиканско­го значения, столицы, районов (городов) входит:

- представление на утверждение маслихата планов, экономи­ческих и социальных программ развития территорий, обеспе­чение их исполнения;

- представление на утверждение маслихата местного бюдже­та, обеспечение его исполнения;

- подготовка заключений по проектам решений маслихатов, предусматривающих сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов;

- представление на утверждение маслихатов схем управления административно-территориальными единицами;

- создание, реорганизация и ликвидация организаций (их фи­лиалов и представительств), находящихся в коммунальной собственности, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- предоставление земельных участков, их изъятие (выкуп) для государственных надобностей, решение иных вопросов в соот­ветствии с земельным законодательством;

- решение вопросов разработки местных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иных вопросов в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании;

- выпуск по решению соответствующего маслихата займов, облигаций, лотерей в порядке, установленном законодательст­вом Республики Казахстан;

- выдача лицензий в соответствии с законодательством Рес­публики Казахстан;

- подписание договоров, юридических и банковских докумен­тов, решение иных вопросов, связанных с организацией рабо­ты местных исполнительных органов;

- внесение представления Президенту Республики Казахстан о награждении государственными наградами, присвоении по­четных и иных званий лицам в установленном законодательст­вом Республики Казахстан порядке;

- назначение на должность и освобождение от должности за­местителей Акима, руководителей управлений и отделов аппа­рата, руководителей самостоятельных исполнительных органов но согласованию с руководителем центрального государствен­ного органа в порядке, устанавливаемом Правительством Рес­публики Казахстан;

- содействие территориальным органам центральных государ­ственных органов в осуществлении их полномочий;

- в необходимых случаях назначение представителя Акима в населенных пунктах соответствующей административно-терри­ториальной единицы;

- внесение предложений в местный представительный орган об образовании и составе специальных комиссий.

К компетенции Акимов областей, городов республиканско­го значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на мест­ные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территори­альных единиц входит:

-              внесение на рассмотрение соответствующего Акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

-              осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

-              назначение на должность и освобождение от должности за­местителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

-              содействие территориальным органам центральных госу­дарственных органов, судам в осуществлении их полномочий;

-              содействие своевременному поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты;

-              организация совершения нотариальных действий государ­ственными нотариусами и регистрации актов гражданского со­стояния в порядке, установленном законодательством Респуб­лики Казахстан;

-              организация первичного учета военнообязанных и призывников;

-              подписание договоров, юридических и банковских докумен­тов, решение иных вопросов, связанных с организацией рабо­ты местных исполнительных органов.

-              К компетенции акимов иных административно-территори­альных единиц могут быть отнесены другие вопросы в преде­лах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные ор­ганы законодательством Республики Казахстан.

Акты местной администрации. Акиматы издают постановления. Акимы – решения нормативно-правового характера и распоряжения по вопросам административного характера. Руководители органов местной администрации в пределах своей компетенции издают приказы.

     Акты местной администрации не должны противоречить Конституции и законодательству Республики Казахстан. Акты местной администрации могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, Президентом, Правительством Республики Казахстан или в судебном порядке; приостановлены соответствующим прокурором

Акты акима, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат официальному опубликованию и государственной регистрации территориаль­ными органами Министерства юстиции.

     Акты главы администрации, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

4. Местное самоуправление

Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется населени­ем непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые  создаются в сельских и город­ских сообществах граждан. Местные сообщества представля­ют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов города.

Выборным органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского мест­ного сообщества. Выборы в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установленном законодательством о выборах в Республике Казахстан. Торага (председатель мест­ного самоуправления) избирается кенесом из числа его чле­нов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Законом гарантируется самостоятельность органов местного само­управления в пределах их полномочий. Государственные органы не вправе вмешиваться в дея­тельность органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Ка­захстан.

Местные представительные и исполнительные органы должны оказывать содействие органам местного самоуправле­ния в осуществлении их компетенции.

Органы местного самоуправления наделены широкими пол­номочиями.

Ведению местного самоуправления подлежат:

-              принятие и изменение Устава местного сообщества;

-              организация работ по содержанию и благоустройству мест общего пользования (парков, скверов, бульваров, пляжей, во­доемов, зон отдыха и иных объектов);

-              организация благоустройства и озеленения соответствую­щей территории;

-              осуществление контроля за тепло -, электро -, газо -, водо­снабжением населения организациями;

-              поддержка и оказание содействия в развитии учреждений дошкольного, среднего и профессионального образования, уч­реждений социально-культурной сферы;

-              содействие в организации транспортного обслуживания на­селения;

-              защита и помощь социально уязвимым гражданам, прожи­вающим на территории сообщества;

-              содействие развитию предпринимательства на территории местного сообщества;

-              содействие поддержанию общественного порядка на терри­тории местного сообщества;

-              организация оказания юридической помощи гражданам, про­живающим на территории местного сообщества.

-              Местное сообщество вправе принимать к своему ведению иные вопросы, касающиеся жизнедеятельности местного сообщества, не отнесенные законодательством к компетенции местных представительных и исполнительных государственных органов.

Органы местного самоуправления в пределах своей компе­тенции принимают решения, которые являются обязательны­ми для исполнения гражданами, проживающими на данной тер­ритории.

Решения органов местного самоуправления могут быть от­менены самими органами местною самоуправления либо в су­дебном порядке. Решения органов местного самоуправления, принятые но вопросам, выходящим за пределы их полномочий, могут быть отменены акимом соответствующей администра­тивно-территориальной единицы.

Выборный орган местного самоуправления наделен опреде­ленными полномочиями.

Выборный орган местного самоуправления (кенес):

-              принимает и изменяет Устав местного сообщества;

-              рассматривает отчеты председателя местного самоуправления (тopaга) об использовании имущества местного сообщества;

-              даст согласие па создание председателем местного самоуп­равления коммерческих организаций;

-              утверждает схему управления местным сообществом;

-              принимает решения о ликвидации или реорганизации мест­ного сообщества.

Местное сообщество принимает Устав, который содержит:

-              общие положения: цели, правовые основы, описание гра­ниц территории, состав сообщества;

-              предметы ведения местного сообщества;

-              порядок образования, структуру и формы деятельности, ос­нования и порядок реорганизации и ликвидации выборных и иных органов местного самоуправления;

-              полномочия и сроки деятельности органов, нрава и обязан­ности их членов и должностных лиц;

-              характеристику экономической основы местного сообще­ства;

-              характеристику финансовой основы местного сообщества;

-              порядок внесения изменений и дополнений в Устав местно­го сообщества;

-              иные вопросы организации и деятельности местного сооб­щества.

Типовой Устав местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.


Скачать


zharar.kz