Рабочая програма

Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА СЕМЕЙ

«Утверждаю»

директор электротехнического колледжа

_______________________Е.Р.Баль

«­­­­­­­­­­­­­­­________" ________________2012__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ: «ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ»

НА БАЗЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3 УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Специальность: 0911000 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»

Квалификация : 0911013 «Электромеханик»

Специальность:0902000 «Электроснабжение (по отраслям)»

Квалификация : «Техник-электрик»

СЕМЕЙ

2012 год

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ В 2002 ГОДУ УМС МО и НРК ПО НАЧАЛЬНОМУ И СРЕДНЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ_____________________________________________

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ_0911000 «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМНОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ »

0902000 «ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»________________________________________________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Гидулян Н.Л.

ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ПРОТОКОЛ №1 ОТ 5 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА

ЗАВЕДУЮЩАЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА  ________ГИДУЛЯН Н.Л.

СОГЛАСОВАНО:_________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа предусматривает изучение основы политических и социологических знаний, историю развития представлений о власти, государстве, партиях, лидерах. Включает изучение истории политической мысли, политического устройства общества, особенности политической и социальной жизни Республики Казахстан.

Изучение предмета «Основы политологии» призвано внести значительный вклад в формирование молодого человека, стремящегося утвердить себя в окружающем мире, быть независимым, самостоятельным, способным брать на себя  ответственность за значимые для человека ситуации.

После изучения предмета «Основы политологии и социологии» учащиеся должны

знать:

- историю формирования политической мысли, характеристики основных этапов;

- социальный смысл и назначение власти. Элементы и виды власти;

- содержание понятия «политическая система»;

- государство как политический институт. Особенности и признаки государства.

- международные отношения и международную политику как категории политической науки;

- становление социологии как науки;

- основные социологические понятия.

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- анализировать теоретический материал, сопоставлять политические понятия;

- опровергать доводы оппонентов, защищать свои убеждения, отстаивать свои мировоззренческие позиции.

Тематический план по дисциплине «Основы политологии и социологии»

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1.

Политология – наука и предмет. История политической мысли, основные субъекты политологии

2

2.

Теория власти. Политическая власть и режимы. Понятие «Политическая система» общества.

2

3.

Государство как политический институт, Политические партии и партийные системы. Избирательная система РК. Международная политика и международные отношения

2

4.

Политическое лидерство. Человек и политика.

2

5.

Социология как наука. Становление и основные этапы исторического развития социологии

2

6.

Общество и его социологическое изучение. Прикладное социологическое исследование.

2

Содержание учебной программы дисциплины

«Основы политологии и социологии».

ТЕМА  1. Политология – наука и предмет.

               Предмет современной политологии. Две традиции в понимании предмета политологии. Основные понятия и структура политической науки.

     Методы и функции политологии. Место политологии в системе науки и образовании.

     Развитие политических знаний. Религиозно- мифологическая трактовка политика. Политическая мысль Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) Политические идеи древней Греции и Рима: Платон, Аристотель, Цицерон. Религиозно-этическая форма политических идей средневековье. Содержание религиозно политических доктрины.

Рациональна критическая понимание политики. Макиавелли- основатель новой политической науки.

   Политическая мысль Нового времени. Влияние идеологии на развитие политической мысли. Политическая теория либерализма разработанная английскими философами Т.Гоббсом, Дж.Локком Критика Ж.Ж.Руссо. Консервативная политическая мысль. Два направления – ортодоксальное: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, реформистское: Э.Бернштайн, и др. в социалистической политической мысли. Современная политическая наука как самостоятельная дисциплина.

   Развитие политической мысли и политической науки России.

   Общественная и политическая мысль в Казахстане. Социально этические трактаты Аль-Фараби. Воззрения Коркута, Асан-кайги. Социальные взгляды Абая, Шакарима, Валиханова. Общественно-политическая деятельность партии «Алаш» в первой половине XX века. Современная политическая наука независимого Казахстана.

учащиеся должны

знать:

- содержание понятия «политическая система»;

Значение термна «политический режим»;

- типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия ;

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

ТЕМА 2. Политика, как общественное явление.

Значение термина «политика». Современного многозначного понимание политика. Понятие и содержание мира политики. Происхождение политики. Политика- регулятор общественных отношений. Власть как основа политики. Политическая организация жизнедеятельности людей.

    Элементы политики и её разновидности. Функции политики. Характер и содержание взаимосвязей политики и другими сферами жизни общества. Политика и право. Политика и религия.

   Политика и мораль: Сходства и различия. Различные подходы в трактовке взаимоотношении морали и политики.

учащиеся должны

знать:

- значение термина «политика», его содержание;

- элементы политики и её разновидности. Функции политики;

- различать сходства и различия в терминах «политика», «мораль»;

Уметь:

- анализировать теоретический материал, сопоставлять политические понятия;

ТЕМА 3 Политическая власть.

Природа, понятия и основные признаки власти. Социальный смысл и назначение власти. Многообразий определение власти. Источники власти. Источники эволюции форм власти (анонимная форма, индивидуализированная форма институциализированная форма)

  Субъекты и объекты власти. Иппология ресурсов власти. Функции власти.

    Виды власти. Власть политическая и власть государственная. Особенности и механизмы политической власти. Измерение пространства политической власти. Измерение пространства политической власти. Делегирование власти: «наверх» «вниз». Процесс разделение властей одно из принципиальных условий и функционирования всех видов политической власти. Система разделение властей в США и в Казахстане (Сравнительный анализ).

   Легитимность власти. Типология и принципы власти.

учащиеся должны

знать:

- социальный смысл и назначение власти. Элементы и виды власти;

- особенности реализации механизма политической власти»;

- процесс разделения властей.

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- анализировать теоретический материал, сопоставлять политические понятия;

ТЕМА 4 Политическая система и политический режим.

   Содержание понятие «политическая система». Моменты и практическое направление этого понятия. Механизм функционирования политической системы (принцип «входа» и «выхода»).Современные дополнительные модели Д. Истона.

   Система образующие факторы и элементы политической системы. Подсистемы.

  Значение термина «политический режим». Подходы к определению понятия «политический режим». Определение политического режима. Факторы и основные компоненты политического режима. Принцип легитимности. Структура институтов. Протейные системы.

   Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

   Политическая система и политический режим в Республике Казахстан.

учащиеся должны

знать:

- социальный смысл и назначение власти. Элементы и виды власти;

- особенности реализации механизма политической власти»;

- процесс разделения властей.

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- опровергать доводы оппонентов, защищать свои убеждения, отстаивать свои мировоззренческие позиции.

ТЕМА 5 Политические институты.                                        

         Политический институт как совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения политической потребности. Элементы и виды политического института.

Государство как политический институт. Особенности и признаки государство. Происхождение и сущность государства. Типология форм государство: форма правление и форма территориально-политического устройства. Внешние и внутренние функции государств. Государственная власть и гражданское общество.

   Политически партии и партийные системы. Партии как организация: эволюция представление.  Отличительные признаки партии. Генезис, сущность, функции. Типология политических партий. Партийная система и её классификация: по количеству и по политическому весу. Казахстанские политические партии: классификация, тенденции развитии.

    Избирательные системы. Значение избирательных системы и факторы их выбора. Типы избирательных систем. Избирательная система Республики Казахстан. Взаимодействие избирательной и партийной системы. Определение взаимоотношений между Парламентом и Правительством. Избирательная система и форма правления.

учащиеся должны

знать:

- государство как политический институт. Особенности и признаки государства.

- политические партии и партийные системы;

- избирательные системы. Избирательная система республики Казахстан ;

- основные социологические понятия.

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- анализировать теоретический материал, сопоставлять политические понятия;

ТЕМА 6 Субъекты политики.

Определение субъекта политики.

Политические элиты. Происхождение политической элиты и её роль в обществе. Значение термина «элитизм» и содержание концепции элита. Структура современной политики элиты. Система отбора в элиту. Политическая элита и правящий класс: общие черты и различия. Правящий класс СССР: номенклатура или элита. Политическая элита Казахстана.

    Политическое лидерство. Природа лидерства. Теории о природе лидерства. Типы лидеров и их функции. Лидерство и культ личности.

учащиеся должны

знать:

- определение субъектов политики ;

- понятие «политическая элита» и её роль в обществе;

- теорию о природе лидерства»;

- типы лидеров и их функции.

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- анализировать теоретический материал, сопоставлять политические понятия;

ТЕМА 7 Человек и политика.

              Личность как субъект политики. Политическая социализация личности и её значение. Содержание процессов политической социализации. Политическая деятельность. Политическое участие. Классификация психологических типов и их отношения к политике.

     Формы политического участия граждан. Факторы, обусловливающие специфику процесса политической социализации. Типы политической социализации. Особенности политической социализации в Казахстан: роль традиции и СМИ.

    Политическая культура. Понятие «политической культуры» и его содержание. Типы политической культуры: патриархальная, подданническая и культура участия. Политическая культура переходного типа Уровень политической культуры в Республике Казахстан.

    Политические идеологии. Возникновение, содержание свойства и функции идеологии. Идеология и религия. Идеология и пропаганда.

   Типы идеологий. Либерализм. Консерватизм. Коммунизм. Фашизм. Социал-демократизм. Деидеологизация общественной жизни в постсоветское время. Некоторые тенденции развития политических идеологий.

   Проблемы и обязанности человека в современном мире: проблемы и решения.

учащиеся должны

знать:

- содержание процессов политической социализации;

- понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры;

- политические идеологии. Типы идеологии

- проблемы и обязанности человека в современном мире. Проблемы и решения

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- опровергать доводы оппонентов, защищать свои убеждения, отстаивать свои мировоззренческие позиции.

ТЕМА 8 Международные отношения и международные политики.

Международное отношение и международные политики как категории политической науки. Субъекты международных отношений. Сущность и цели международной политике. Содержание и принципы внешней политики.

   Основные тенденции в развитии современных международных отношений.

   Проблема разработки внешнеполитической стратегии Республики Казахстан. Геополитические, этнодемографические, экономические, политико-идеологические особенности  Республики Казахстан.

учащиеся должны

знать:.

- международные отношения и международную политику как категории политической науки;

- основные тенденции в развитии современных международных отношений;

- проблемы разработки внешнеполитической стратегии республики Казахстан.

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- анализировать теоретический материал, сопоставлять политические понятия;

ТЕМА 9 Зарождение и становление социологии как науки.

   Предметная область социологии. О.Конт основатель науки об обществе, которая изучает социальные проблемы общества и предлагает пути его преобразования, способствует социальному прогрессу. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании. Междисциплинарный характер социологического значения. Отличие социологии от других наук. Задача социологии. Понятийный аппарат социологии и его роль в социологическом понятии социальной жизни. Понятие «социальной реальности» «социальный мир»

    От социальной мысли к социологической теории: краткий социологический экскурс. Основатель позитивизма О.Конт и его последователи. Концепция социальных взаимодействий П.Сорокина. Психоаналитическое направление З.Фрейда в социологии.

     Основные парадигмы современного социологического значения.

Существует парадигмы социального поведения. Сущность и основные формы парадигмы детерминизма.

учащиеся должны

знать:

- становление социологии как науки. Задачи социологии ;

- историю развития социологии. О Конт., П Сорокин., М Вебер., З. Фрейд

Уметь:

- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;

- анализировать теоретический материал, сопоставлять социологические понятия;

ТЕМА 10. Основные социологические понятия. Прикладное социологическое исследование.

Изучение строения и расслоение общества. Понятие личности, специфика социологического подхода к этому понятию. Понятие социальной зависимости и социальных взаимодействий. Формы и механизм социального взаимодействия. Понятие «культурные взаимодействия». Сущность ролевой концепции личности. Раздражитель человеческого понятия и факторы социальных процессов. (космические, биологически, социольно-психологические).

  Понятие социальной группы. Групповое сплочение и нормативное поведение. Понятие социальной общности и её соотношении с понятием социальной группы. Основные социальные институты. Общество как социальная система. Понятие нормы и патологии.

    Структура социологического исследования. Программа и план социологического исследования. Анализ документов. Опрос как метод получения первичной информации. Метод экспертной оценки. Метод наблюдения. Тесты. Анализ и обработка результатов исследования

учащиеся должны

знать:

- основные социологические понятия.

- строение и расслоение общества

-сущность ролевой концепции личности

-общество как социальную систему

-структуру социологического исследования

Уметь:

- составлять программу и план социологического исследования

-проводить анализ документов

-проводить опрос как метод получения первичной информации

-владеть методами экспертной оценки и наблюдения

-составлять тесты

-проводить анализ и обработку результатов исследования

Литература

          1.  Абай. Избранное. -М.,2002

2.     Аль-Фараби. Историко- философские трактаты. –А.,2005

3.     Алтынсарин И. Собраний сочинений. Т.2.

4.     Аристотель. Политика. – 2004

5.     Арон Р Демократия и тоталитаризм. – М ., 2007

6.     Аяганов Б. Государства Казахстан: эволюция общественных систем.- А ., 2001

7.     Бөкейханов Ә Шығырмалар. – А., 2000

8.     Валиханов Ч.Ч. Избранные сочинения. – М .,2006

9.     Власть: очерки современной политической философии Запада. – М .,2007

10. Джунусова Ж.Х Президент. Институты демократии . – А ., 2002

11. Даль Р. Введение в теорию демократии. – М ., 2000

12. История политических и правовых учений. – М ., 2003

13. Кадыржанов Р.К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы 

14. Массовое демократическое движения: Истоки и политическая роль – М 2001.

15. Мировое политическое развитие: век 20 –М ., 2005

16. Мухаев Р.Т.  Основы политологии. – М 1996

17. Назарбаев Д.Н. Демократизация политических систем стран СНГ. – А 1998

18. Назарбаев Н.А. В потоки истории – А 1996

19. Основы политологии: Курс лекции /Н.К.Капесов и др. –А 1995

20. Политология /под ред. Насынбаева А.Н.-А  1998

21. Политология / Учебник /под ред. Байдельдинова Л.А. –А 1996

22. Сорокин П.А.Человек Цивилизация. Общество. –М 2002

23. Харчёв В.Основы социологии. –М 1999

ТЕСТ 1 вариант

1.     Объектом политологии является

A.  Общество в целом

B.   Государство

C.  Политика

D.  Политические институты

E.   Социальная группа

2.     В толковом словаре В. Даля политика характеризуется как

A.  Наука об обществе

B.   Наука государственного управления

C.  Наука о власти

D.  Наука о законах

E.   Наука о социальных классах

3.     Первичным субъектом политики  является

A.  Класс

B.   Политическая партия

C.  Личность

D.  Социальная группа

E.   Общество

4.     Кто не относится к субъектам политики

A.  Индивиды

B.   Элита и бюрократия

C.  Социальные группы

D.  Олигархия

E.   Политические институты

5.     Политику выделяют

A.  Внутреннюю и внешнюю

B.   Внутрипартийную

C.  Теоретическую и прикладную

D.  Практическую

E.   Все перечисленное выше

6.     Закончите фразу. М.Вебер подчеркивал: «Кто занимается политикой, тот стремится к …»

A.  Власти

B.   Просвещению общества

C.  Установлению культа личности

D.  Экономическому господству

E.   Все перечисленное выше

7.     Какая трактовка сущности политики отражена в высказывании: «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни »

A.  Правовая

B.   Экономическая

C.  Властная

D.  Этическая

E.   Духовная

8.     Выберите правильное из следующих утверждений:

A.  Политика  - объект исследования одной дисциплины – политологии

B.   Политика- не объект, а предмет исследования политологии

C.  Политика  - объект исследования многих общественных дисциплин

D.  Не одно из утверждений не является верным

9.     Определите, изучение каких вопросов относится к сфере прикладной политологии

A.  Технологии проведения политических реформ

B.   Исторических, политических учений

C.  Политическая власть

D.  Стратегии деятельности партий в ходе предвыборных кампаний

E.   Формирование имиджа политического лидера

10. Формирование системы знаний о политике, политических институтах, политических процессах раскрывает

A.  Методологическая функция

B.   Практическая функция

C.  Познавательная (гносеологическая)

D.  Прогностическая функция

E.   Оценочная

11. Какие сословия являются моделью идеального государства по Платону

A.  Мудрецы – философы

B.   Воины стражники

C.  Земледельцы

D.  Ремесленники

E.   Все перечисленное выше

12. Этап развития политических учений, характеризующиеся преобладанием морально – этических концепций власти

A.  Древности

B.   Средние века

C.  Возрождение

D.  Новое время

E.   Середина XIX начало  XX в.

13. Философ, выступающий против идеи социального равенства. Истолковывал политическое и правовое неравенство как вполне естественное

A.  А. Аврелий

B.   Ф. Аквинский

C.  Конфуций

D.  Платон

E.   Аристотель

14. Формы государственного устройства, по учению Аристотеля, правильные и неправильные. Назовите правильные

A.  Тирания, олигархия, демократия

B.   Монархия, аристократия, полития

C.  Монархия, олигархия, полития

D.  Тирания, олигархия, монархия

E.   Аристократия, монархия, тирания

15..Итальянский политический деятель, рассматривавший происхождение и сущность государства, способы осуществления государственной власти.

А) Г. Гроций

В) Платон

С) Цицерон

D) Н .Макиавелли

E) Ж.Боден

16. По мнению Аль – Фараби идеальное государство

A.  Является воплощение искусства верховной власти

B.   Это взаимосвязь философской и правовой культуры

C.  Возможно при правителе, воплощающем в себе нравственные качества

D.  Возможно при применении законов и обеспечении их исполнение

E.   Все перечисленное выше

17. Проблему укрепления государства Аль-Газали видел

A.  На основе придания законности реальной власти султанов

B.   В необходимости власти для поддержания порядка

C.  В том, что авторитет Халифата основан на Шариате

D.  В защите ислама

E.   Все перечисленное выше

18. Мыслители, творчески развившие учение Аль-Фараби

A.  А. Кунанбаев

B.   Аль-Мульк

C.  Аль-Джувейни

D.  Ю. Баласагуни

E.   Аль-Газали

19. Задачей государства, с точки зрения Газали, является:

A.  Укрепление власти султана

B.   Защита ислама и исламского образа жизни

C.  Укрепление политической монархии

D.  Сохранение духовных традиций

E.   Решение проблемы властвующих и подчиненных

20. «Жети-Жаргы» является политико – правовым документом:

A.  X-XII вв.

B.   XVII-XVII вв.

C.  XVXVI вв.

D.  XVIII-XIX вв.

E.   XII-XIII вв.

21. Реальная способность индивида, класса, социальной группы проводить свою волю в политике называется

A.  Политической властью

B.   Экономической властью

C.  Военной власти

D.  Социальной власти

E.   Все перечисленное

22. Кому принадлежит утверждение: «Власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли»

A.  Платону

B.   М. Веберу

C.  Н. Макиавелли

D.  Дж. Локку

E.   Ш. Монтескье

23. Выделяют следующие виды авторитарных политических режимов

A.   Теократический

B. Персонифицированный

C.   Монархический

D.   Военный

E. Все перечисленное выше

24. Политический режим, формы и методы осуществление политической власти при котором характеризуется сосредоточением политической власти в руках одного лица или узкой группы называется:

A.   Тоталитарный

B. Авторитарный

C.   Демократический

D.   Военно-диктаторский

E. Султанический

25. Для какого режима характерны подавления инакомыслия, однопартийная система или отсутствие конкурентной многопартийной системы:

А. Тоталитарный

В.Авторитарный

С.Демократический

D.Военно-диктаторский

      E.Султанический

Тест 2 вариант

Политическое лидерство

1.     Теория политического лидерства, представляющая политического лидера как избранника Бога

A.   Религиозно-мифологическое

B.   Теория черт

C.   Ситуативная теория

D.   Личностно-ситуативная

E.    Все перечисленное выше

2.     Осуществление управления политическими институтами, разработка и принятие политических решений относится к:

A.  Функциональной теории элиты

B.   Демократической теории элиты

C.  Аристократической теории элиты

D.  Леволиберальной теории элиты

E.   Теории плюрализма элит

3.     Теория, представляющая собой синтез теорий черт и ситуативной теории

A.     Религиозно-мифологическое

B.   Теория черт

C.   Ситуативная теория

D.   Личностно-ситуативная

E.    Все перечисленное выше

4.     Социология, как самостоятельная наука, возникла в:

A.                        XX в

B. XIX в

C.                        XV в

D.                        XVI в

E. XVII в

5.     Социологию О. Конт подразделял на:

A.   Теоретическую и прикладную

B.   Эмпирическую и прикладную

C.   Макро социологию и микросоциологию

D.   Социальную статику и социальную динамику

E.    Фундаментальную и прикладную.

6.     Основатель органической школы в социологии

A.   Г. Спенсер

B.   О. Конт

C.   Э. Дюркгейм

D.   М. Вебер

E.    Дж. Хоманс

7.     В качестве предмета социологии выводил социальные действие, ввел понятие «Идеальный тип»

A.   Г. Спенсер

B. О. Конт

C.   Э. Дюркгейм

D.   М. Вебер

E. Дж. Хоманс

8.     Считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять функцию:

A.   Приспособление к окружающей среде

B.    Достижение цели

C.   Поддержание внутреннего единства

D.   Воспроизводство культурно-ценностных образцов

E.    Все перечисленное выше

9.     Автор теории социального обмена:

A.   Дж. Хоманс

B.    М. Вебер

C.   А. Шютс

D.   Г. Гарфилькель

E.    Г. Блумер

10 . Правитель, опирающийся на добродетель и традиции, особенно сильно выражался в:

A.   Политической мысли Конфуция

B.    Политической мысли Дао Цзы

C.   Политической мысли Ю. Баласагуни

D.   Политической мысли Каутильи

E.    Политическая мысли Аль-Газали

11. Тип правителя, опирающиеся по силу и закон утверждался в:

A.   Политической мысли Конфуция

B.    Политической мысли Дао Цзы

C.   Политической мысли Ю. Баласагуни

D.   Политической мысли Каутильи

E.    Политическая мысли Аль-Газали

12. Кто  впервые высказал мысль об органическом единстве человека и государства:

A.   Платон

B.    Цицерон

C.   Аристотель

D.   Конфуций

E.    Дж. Лок

13. Субъектами международных отношений являются:

A.   Государства

B.    Международные организации

C.   Нации и непризнанные государства

D.   Граждане – физические лица

E.    Все перечисленное

14. Государство, организации  и отдельные политические лидеры, реализующие определенные политические функции на международном уровне:

A.   Государства

B.    Международные организации

C.   Субъекты международной политики

D.   Политические партии

E.    Политические лидеры

15. Совокупность политических институтов, участвующих в мировой политике, а также не институциональных основ международных отношений называется:

A.   Международная политика

B.    Международные политические отношения

C.   Международный политический процесс

D.   Международная политическая система

E.    Все перечисленное выше

16.    Социологическое исследование, занимающиеся изучением отдельных сфер социальной жизни называется:

A.   Отраслевая социология

B.    Общетеоретическая социология

C.   Микросоциология

D.   Теоретическая

E.    Эмпирическая

17. Повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии изучает:

A.   Макро социология

B.    Микросоциология

C.   Отраслевая социология

D.   Общетеоретическая социология

E.    Эмпирическая социология

18. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий называется:

A.   Уровень фундаментальных исследований

B.    Социальная инженерия

C.   Уровень прикладных исследований

D.   Уровень макро социологии

E.    Уровень микросоциологии

19. Статус который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам называется:

A.   Социальной ролью

B.    Социальным статусом

C.   Предписанным статусом

D.   Достигнутым статусом

E.    Личным статусом

20. Статус приобретенный благодаря собственным усилиям индивида называют:

A.   Социальной ролью

B.    Социальным статусом

C.   Предписанным статусом

D.   Достигнутым статусом

E.    Личным статусом

21. Образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса, называется:

A.   Социальным статусом

B.    Социальной ролью

C.   Социальным институтом

D.   Социальной общностью

E.    Лидерством

22. Исторически высший тип этнической общности, для которого характерны  единство территории, экономической жизни и национального самосознания называется:

A.   Племя

B.    Народность

C.   Нация

D.   Социально-этническая общность

E.    Социальная организация

23 . Объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур называется:

A.   Племя

B.    Народность

C.   Нация

D.   Социально-этническая общность

E.    Социальная организация

24. Показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и обладающий существенными за оценки свойствами:

A.   Контент - анализ

B.    Ранг

C.   Репрезентативность

D.   Обоснование выборки

E.    Генеральная совокупность

25. Метод, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей:

A.   Наблюдение

B.    Анализ документов

C.   Ранжирование

D.   Опрос

E.    Контент-анализ

Ключ к тестам

1 вариант

2 вариант

1 C

1 A

2 B

2 B

3 C

3 B

4 D

4 B

5 A

5 D

6 A

6 A

7 B

7 D

8 C

8 E

9 A

9 A

10 C

10 A

11 E

11 D

12 A

12 C

13 B

13 E

14 B

14 C

15 A

15 B

16 E

16 A

17 E

17 B

18 C

18 B

19 B

19 E

20 B

20 D

21A

21 C

22 B

22 C

23 E

23 E

24 B

24 B

25 A

25 D


Скачать


zharar.kz