Лекция № 1

Скачать

   Тема 1

            Политология – наука и предмет.

      История политической мысли, основные субъекты политологии

1.       Понятие предмета и объекта политологии как науки.

2.       Понятия политики. Функции политологии.

3.       Этапы развития политической мысли .

4.       Политическая мысль Древнего Востока.

5.       Учения о политики в Древней Греции и в Древнем Риме

6.       Политическая мысль в Средние века.

7.       Политическая мысль в Новое время.   

8.       Общественная и политическая мысль в Казахстане

1.      Предмет науки – круг вопросов, изучаемых данной наукой и составляющих основу ее системы знаний.

Предмет политологии как науки:

             Политика во всем многообразии форм и методов ее осуществления;

              Ее индустриальная основа:

              Государство;

        Политические партии;

        Классы;

        Социальные слои и группы.

Предмет политической науки включает в себя следующие элементы (сформулирован в 1948 году на международном коллоквиуме по проблемам политической науки в Париже).

   Политическую теорию, которая в свою очередь объединяет два элемента:

        Общая теория власти и политических отношений;

        История политических учений;

2.      Политика – деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества политических решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Основные общенаучные методы, используемые политологией:

         Определение и классификация;

         Анализ и синтез;

         Индукция и дедукция как методы формальной логики;

         Моделирование;

         Сравнительно-исторический анализ.

Функции политологии – роль, которую играет политология в достижении целей регулирования процессов политической жизни общества, а также в решении всего спектра задач в политической сфере.

        Выделяются следующие основные функции политологии:

Познавательная (гносеологическая) – формирование системы знаний о политике, политических институтах, политических процессах, о закономерностях их возникновения и развития.

Методологическая – выработка специфической методологической базы и последующее использование специальных методов для решения задач прикладной политологии, а также для управления политическими процессами.

Прогностическая – возможность на основе анализа содержания политических процессов в рамках конкретного политического института (в первую очередь, государства) прогнозировать дальнейшее развитие политических процессов, а также возможные и наиболее вероятные варианты результата данных процессов;

Оценочная – возможность, используя методы политической науки, делать выводы относительно значимости, приемлемости или неприемлемости политических институтов или процессов. Оценочная функция имеет самостоятельное значение, но при этом ее реализация может рассматриваться в качестве предпосылки реализации прогностической функции;

Политической социализации – формирование политической культуры и политической идеологии для каждого человека в отдельности, осознанное и целенаправленное включение человека в политическую жизнь общества с определенной системой политических ценностей и приоритетов;

Практическая (креативная, преобразовательная) – возможность основываясь на знаниях политологии, в том числе и результатах оценки и прогнозирования, содействовать принятию политических решений.

Прикладная политология применяется в политической жизни повседневно:

         Поведение политических лидеров часто обусловлено политическими технологиями;

         Политические решения обычно являются результатом политического анализа и политического консультирования.

3.      Принято выделять следующие этапы развития политических учений:

Первый- Древности-Возникновения первых учений о политике в Древней Греции и Риме, а также на Древнем Востоке.

Второй- Средние века – развитие учений о политике в русле теологических концепций

Третий – Возрождение и Новое время – возникновение политологических учений, основанных на принципах демократического государственного устройства и естественного права

Четвертый – середина XIX в. -  начало XXI в. – формирование и развитие политологии как науки с собственным предметом и методами научных исследований

4.      Возникновение и развитие политической мысли Древнего Востока традиционно связывают со следующими учениями (трудами):

         Конфуцианство и легизм (Китай);

         Артхашастра (Индия).

Основные характерные черты политического учения Конфуция (551-479гг. до н.э.):

         Преобладание морально-этических положений в объяснении политических процессов;

         Значительное внимание уделено изучению традиций, обычаев и ритуалов (объединенных терминов «Ли») как основы управления государством (политической жизни);

         Главная идея: «руководить народом (надлежит) посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала»;

         Непризнание закона и права, распространяющегося в равной мере на все общество, в том числе на правителей, как необходимого регулятора общественных отношений.

Легизм – направление древнекитайской политической мысли, основной идеей которого было признание верховенства правил и норм, единых для всех членов общества, включая правителей и представителей религии, приоритет норм права, над принципами политической власти, признаваемыми конфуцианством, - добродетелью и ритуалами.

Артхашастра («наука о государственном устройстве») – политический тракт, автором которого принято считать индийского философа Каутилью (Чанкья)

5.      Политическая мысль Древней Греции представлена учениями ряда философов, среды которых особое место занимают:

         Платон;

         Аристотель.

Основные труды Платона в области политической философии (427 – 347 гг. до н.э.):

         «Государство»;

         «Политика»;

         «Законы».

Основные положения учения Платона о политике:

Существует семь типов государственного устройства:

        Аристократия ;

        Монархия;

        Тимократия;

        Олигархия;

        Демократия (две разновидности);

        Тирания;

Шесть типов государственного устройства несовершенны (за исключением аристократии);

Любой тип государственного устройства неизбежно преобразуется в тиранию – наихудший тип государственного устройства, но в первую очередь это характерно для демократии («из демократии рождается тирания»);

Задача общества и правителей – предотвращения установления тирании;

Управление государством должно основываться на еденных законах, распространяющихся в равной мере на всех членов общества.

Основные труды Аристотеля в области политической философии (384 – 322 гг. до н.э.):

         «Политика»;

         «Афинская полития»;

         «Этика».

Основные положения взглядов Аристотеля на политику.

Политическая сфера – основная сфера жизни общества, определяющая природу общественных отношений в других сферах;

Наилучшая форма государственного устройства – полития – «государство, состоящее из довольных своей частной жизнью средних людей», которым обеспечен достойный уровень жизни и минимальное включение в процессы государственного управления. Полития обеспечивает равновесие интересов и аристократии (дает ей власть), и демократии (обеспечивает народу приемлемый уровень жизни).

Аристотель продолжил теорию Платона о формах государственного устройства, взяв за основу дифференциации форм правления два критерия, аналогичных критериям, предложенным Платоном.

Формы государственного устройства по учению Аристотеля подразделяются на:

Правильные:

        Монархия;

        Аристократия;

        Полития;

Неправильные:

        Тирания;

        Олигархия;

        Демократия.

Полития как форма государственного устройства сочетает в себе положительные стороны двух других форм: олигархии – правления ради общего блага и демократии – власти большинства.

         Наиболее существенным вкладом в развитие политической философии древнего мира среди ученых Древнего Рима признаются работы Марка Туллия Цицерона.

Основные труды Цицерона в области политической философии:

         «О государстве»;

         «О законах».

Основные положения политического учения Цицерона:

         Закон должен в одинаковой степени распространяться на всех членов общества, а не только избранных;

         Государство основывается на едином для всех законе и общности интересов;

         Форма государственного устройства должна сочетать положительные элементы всех существующих форм (аристократии, монархии, демократии).

6.      Основные (общие) положения политических учений в Средние века:

         Тесная связь политической философии с богословием;

         Объяснение природы и содержания политической власти с позиций теологии (основа власти – её божественное происхождении);

         Приоритет духовной власти над светской;

         Призыв к монархам править, руководствуясь моральными (религиозными) ценностями, а не нормами, общими для всех (на основе законов).

Основные факторы и условия формирования политической мысли в Средние века:

         Увеличение влияния и власти официальной христианской (католической) церкви;

         Борьба между светской властью и духовной;

         Формирование новых политических систем и государственных режимов.

Политическая мысль Средних веков представлена, в первую очередь, трудами следующих ученых:

         Аврелий Августин (354 – 430 гг.) – «О граде Божьем»;

         Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.):

        «Сумма теологии»;

        «О королевской власти»;

        Комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Основные положения политического учения Аврелия Августина:

         В государстве одновременно существует два вида власти – духовная и светская, причем духовная власть первична;

         Основа государственной власти – в ее божественном происхождении и, как следствие, в её поддержке духовной властью;

         Развитие политической власти в обществе происходит в результате постоянной борьбы между «градом земным» и «градом небесным (Божьем)»;

         Государство – «орудие Бога», правители – «слуги господни»;

         Применение насилия оправдано, если это делается в интересах церкви.

Основные положения политического учения Фомы Аквинского:

         Верховная власть принадлежит церкви, правители государства осуществляют лишь часть функций в интересах и от имени церкви;

         Любая власть в государстве происходит от Бога;

         Неповиновение государственной власти является смертным грехом;

         Сущность власти – само государство – определяется Богом, форма власти – государственный режим – определяется людьми;

         Идеальная форма государственного устройства сочетает в себе положительные черты всех известных форм правления и основывается на поддержке церкви.

7.      Никколо Макиавелли (1469-1527) – Итальянский политический деятель и ученный. Он трудился в сфере государственного управления города-государства Флоренция, и считается предшественником современных политологов.

Политические взгляды Никколо Макиавелли сформулированы в следующих его трудах:

         «Государь» или, в другом переводе, - «Правитель» (1513 год, впервые издан в 1532 году);

         «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1513 год);

         «История Флоренции» (1525 год).

Происхождение государства, по мнению Никколо Макиавелли, результат естественного хода общественного развития. Первоначально в обществе выделяется лидер, характеризующийся своими личностными качествами – силой и смелостью, вокруг которого объединяются все члены общества. В дальнейшем лидером становится опять же благодаря личностным качествам, но на первом плане уже другие качества – ум и хитрость.

В работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» изложены противоречия друг другу взгляды по вопросу форм государственного устройства.

Формы государственного устройства («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»):

         Правильные:

         Монархия;

         Аристократия;

         Демократия;

         Неправильные:

         Тирания;

         Олигархия.

Демократия, основанная на произволе (Licenza - распущенность).

Наилучшая форма государственного устройства должна сочетать в себе черты трех форм: монархии, аристократии и демократии.

Формы государственного устройства должна сочетать в себе черты трех форм: монархии, аристократии и демократии.

Формы государственного устройства («Государь»):

         Республика – форма государства, при которой власть принадлежит народу и осуществляется в интересах народа избранными представителями;

         Принципат – форма государства, при которой власть сосредоточена в руках одного политического лидера.

Единой наилучшей формы государства не существует.

Макиавеллизм – условное наименование совокупности идей и взглядов по вопросу соотношения политики с моралью и религией, впервые сформулированных Никколо Макиавелли.

Традиционно сущность макиавеллизма характеризуют фразой «цель оправдывает средства».

Соотношение политики и морали, по Макиавелли, заключается в следующем:

         Мораль не является фактором, определяющим политическую жизнь;

         Попытки политических лидеров руководствоваться нормами морали при принятии политических решений приводят только к негативным последствиям для них самих;

         Правитель всегда вынужден нарушать нормы морали для достижения своих целей;

         «Опыт наших дней свидетельствует, что великие дела творили как раз те правители, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом».

Никколо Макиавелли вводит в политологию термин «государство», обозначающее политически организованное общество, определяющее характер взаимоотношений правящих и подвластных и решающее вопрос приобретения и удержания политической власти.

Вклад Никколо Макиавелли в развитие политической науки заключается в следующем:

         впервые применил исключительно рациональный метод исследования политической жизни, отбросив схоластику,

         впервые использовал термин «государство» (stato) и термин «республика» в его современном смысле – для обозначения формы государства, а не государства вообще;

         впервые сформулировал тезис об отсутствии единой наилучшей формы государства, использовал прагматический, а не идеалистический подход к определению форм государственного устройства;

         обсудил влияние религии на политику;

         впервые четко сформулировал соотношение политики и морали («цель оправдывает средства»), которое признавалось и ранее, но открыто никем не провозглашалось.

Политическая мысль Нового времени  и французских просветителей XVIII в. представлена в первую очередь, в трудах следующих ученых:

         Джон Локк (1632 – 1704 гг.);

         Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.);

         Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.);

         Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.);

         Шарль Фурье (1772 – 1837 гг.);

Исторически первой в рассматриваемый период политической идеей была теория общественного договора.

Теория общественного договора сформулирована в трудах следующих ученных:

        Джон Локк (1632 – 1704 гг.);

        Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.);

        Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.);

        Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.).

Термин «теория общественного договора» В политологии используется как в широком смысле для обозначения всей совокупности политико-правовых взглядов ее представителей, так и в узком – как непосредственно теория происхождения государства.

Теория общественного договора в узком смысле представляет собой теорию происхождения государства вследствие заключения «общественного договора», суть которого состоит в добровольном отказе людей от части своих прав в установлении власти над собой в целях упорядочения общественной (государственной) жизни, создания безопасных условий для осуществления не переданных прав, под защитой государства.

Основные положения теории общественного договора в широком смысле (общие для всех представителей):

         Государство есть результат сознательного выбора людей;

         Все люди изначально равны в своих правах;

         до возникновения государства состояние общества обозначается принципом «война всех против всех»;

         существует неотчуждаемые права человека, которые не могут быть ограничены государством («право на жизнь, свободу и собственность»);

         власть в государстве должна быть разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – во избежание чрезмерной концентрации власти в одних руках, злоупотребления властью;

         суверенная власть в государстве принадлежит народу.

Основные труды Томаса Гоббса:

         «О гражданине»;

         «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Особенности политических взглядов  Томаса Гоббса (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):

         догосударственное состояние общества – «война всех против всех»;

         наилучшая форма правления – абсолютная монархия;

         разделение или ограничение абсолютной власти монарха не приемлемо;

         пересмотр или измерение общественного договора невозможно;

         народ имеет право на восстановление только в том случае, если монарх не способен управлять государством и сам допускает восстание;

         наиболее важным права, ради которых люди заключают общественный договор, - право на жизнь и свободу.

Наилучшие взгляды Томаса Гоббса изложены в его работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» в форме аллегории – государство, которое рассматривается как гигантский живой организм, уподоблено библейскому чудовищу Левиафану.

Основная политико-правовая работа Джона Локка – «Два трактата о правлении».

Особенности политических взглядов Джона Локка (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):

         каждому человеку присущи неотчуждаемые права – право на жизнь, свободу и собственность, которые не могут быть ограничены государством;

         наилучшая форма правления – конституционная монархия, ограничивающая власть монарха установленными естественным правом неотъемными свободами каждого человека;

         разделение власти должно проводится на законодательную, исполнительную и федеративную.

Основные труды Жан-Жака Руссо:

         «О причинах неравенства»;

         «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

Особенности политических взглядов Жан-Жака Руссо (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):

         Причина происхождения государства – неравенство людей;

         неравенство людей бывает двух видов: физическое и политическое;

         государственный суверенитет принадлежит народу;

         суверенитет неотчуждаем и не делим;

         государство должно сгладить неравенство между людьми.

Основные труды Шарля Луи Монтескье:

         «О духе законов» (1748 г.);

         «Персидские письма»(1721 г.).

Особенности политических взглядов Шарля Луи Монтескье (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):

         государственная власть должна осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

         цель разделения властей – борьба со злоупотреблением властью, которое неизбежно и обусловлено самой природой государственной власти.

         власть должна быть ограничена нормами естественного права.

Некоторые из вышеназванных положений теории общественного договора (в широком смысле) в настоящее время являются общепризнанными принципами и нормами и закреплены в международных актах и конституциях государств как основа государственного устройства.

в первую очередь, это:

         неотчуждаемые права и свобода человека (Джон Локк);

         принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (Шарль Луи Монтескье);

         принцип народного суверенитета (Жан-Жак Руссо).

         общественного самоуправления в качестве основ организации общества и государства.

8.      Общественная и политическая мысль в Казахстане

Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека).

Теория добродетельного города разрабатывается в политических теориях известных арабоязычных философов, как Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.

Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителей. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Правитель не только должен в себе воплотить философскую эрудицию но и должен быть воплощением нравственных качеств, теоретической и практической добродетели.

По мнению мыслителя идеальный город возможен тогда, когда в нем царят порядок, согласованность в действиях. Закон должен быть воплощением правильного, прекрасного и справедливого.

         Ю. Баласагуни (XI в.) – один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда «Кутадгу билиг» (Благодатное знание). Это произведение написано «Бейтом»  состоит из 6 520 бейтов. Основная тема – морально-этическая. Ю. Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. В этой книге философ попытался представить идеальные аспекты благородного правителя, так необходимые в период политической смуты, разрушавшей Караханидского государства, современником которого он был.

         Аль-Газали (1058 – 1111гг.) создал ряд работ, в которых даются рекомендации султану в вопросах управления государством.(«Аль – Иктисад фи – л – истинад», «Фадаих аль – батыния ва – фадаил аль - Мустазхирия», проблеме управления государством он посвятил «Насырхат аль – Мулюк»).

Аль-Газали обратил внимание на проблему укрепления мусульманского государства на основе придания законности реальной власти султанов и критике халифата.

Основными положениями теории имамата аль-Газали являются:

1.       Необходимость власти для поддержания порядка;

2.       Султанат является частью халифата, а сам халифат – символ единства общины и имама;

3.       Авторитет халифата основан на Шариате.

Задачей государства, с точки зрения Газали является защита ислама и исламского образа жизни. Государство и религия, духовное и сведское, политика и религия представляются им как нечто неразрывное, взаимосвязанное.

         Наиболее интересным политико-правовым документом (XVII – XVIII вв.) является «Жети Жаргы». В «Жети Жаргы» даётся перечень норм, положение о роли религии в казахском обществе, описаны политико – правовые признаки социальных групп и политическую организацию казахского общества. Самой влиятельной политической силой являлось аристократическое сословие (ак - суйек). Султан олицетворяет собой верховную власть, правительства, а с X века обозначает персональное лицо, обладающее властью.

Важное значение среди них играл бий (судья), обладавший судебной, административной и военной властью и наряду с султанами принимавший участие в управлении государственными вопросами.

Таким образом, до XVIII века в политической мысли казахстанского региона наблюдается сохранение и развитие духовной традиции.

         Значительное место в общественно политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно – нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско – политическая мысль востока.

Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Абай считает, что выход из тупика находится в человеке, в его духовно – нравственном совершенствовании. «Быть Человеком» - означает стремление к справедливости, человеколюбие, желание мира, любовь к богу.

Если в государстве царит преступность, оно не является гарантом права.

Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, Абай говорит о необходимости восстановления нравственно- правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.


Скачать


zharar.kz