Тема 1
Политология – наука и предмет.
История политической мысли, основные субъекты политологии
1. Понятие предмета и объекта политологии как науки.
2. Понятия политики. Функции политологии.
3. Этапы развития политической мысли .
4. Политическая мысль Древнего Востока.
5. Учения о политики в Древней Греции и в Древнем Риме
6. Политическая мысль в Средние века.
7. Политическая мысль в Новое время.
8. Общественная и политическая мысль в Казахстане
1. Предмет науки – круг вопросов, изучаемых данной наукой и составляющих основу ее системы знаний.
Предмет политологии как науки:
• Политика во всем многообразии форм и методов ее осуществления;
• Ее индустриальная основа:
• Государство;
• Политические партии;
• Классы;
• Социальные слои и группы.
Предмет политической науки включает в себя следующие элементы (сформулирован в 1948 году на международном коллоквиуме по проблемам политической науки в Париже).
Политическую теорию, которая в свою очередь объединяет два элемента:
• Общая теория власти и политических отношений;
• История политических учений;
2. Политика – деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества политических решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Основные общенаучные методы, используемые политологией:
• Определение и классификация;
• Анализ и синтез;
• Индукция и дедукция как методы формальной логики;
• Моделирование;
• Сравнительно-исторический анализ.
Функции политологии – роль, которую играет политология в достижении целей регулирования процессов политической жизни общества, а также в решении всего спектра задач в политической сфере.
Выделяются следующие основные функции политологии:
Познавательная (гносеологическая) – формирование системы знаний о политике, политических институтах, политических процессах, о закономерностях их возникновения и развития.
Методологическая – выработка специфической методологической базы и последующее использование специальных методов для решения задач прикладной политологии, а также для управления политическими процессами.
Прогностическая – возможность на основе анализа содержания политических процессов в рамках конкретного политического института (в первую очередь, государства) прогнозировать дальнейшее развитие политических процессов, а также возможные и наиболее вероятные варианты результата данных процессов;
Оценочная – возможность, используя методы политической науки, делать выводы относительно значимости, приемлемости или неприемлемости политических институтов или процессов. Оценочная функция имеет самостоятельное значение, но при этом ее реализация может рассматриваться в качестве предпосылки реализации прогностической функции;
Политической социализации – формирование политической культуры и политической идеологии для каждого человека в отдельности, осознанное и целенаправленное включение человека в политическую жизнь общества с определенной системой политических ценностей и приоритетов;
Практическая (креативная, преобразовательная) – возможность основываясь на знаниях политологии, в том числе и результатах оценки и прогнозирования, содействовать принятию политических решений.
Прикладная политология применяется в политической жизни повседневно:
• Поведение политических лидеров часто обусловлено политическими технологиями;
• Политические решения обычно являются результатом политического анализа и политического консультирования.
3. Принято выделять следующие этапы развития политических учений:
Первый- Древности-Возникновения первых учений о политике в Древней Греции и Риме, а также на Древнем Востоке.
Второй- Средние века – развитие учений о политике в русле теологических концепций
Третий – Возрождение и Новое время – возникновение политологических учений, основанных на принципах демократического государственного устройства и естественного права
Четвертый – середина XIX в. - начало XXI в. – формирование и развитие политологии как науки с собственным предметом и методами научных исследований
4. Возникновение и развитие политической мысли Древнего Востока традиционно связывают со следующими учениями (трудами):
• Конфуцианство и легизм (Китай);
• Артхашастра (Индия).
Основные характерные черты политического учения Конфуция (551-479гг. до н.э.):
• Преобладание морально-этических положений в объяснении политических процессов;
• Значительное внимание уделено изучению традиций, обычаев и ритуалов (объединенных терминов «Ли») как основы управления государством (политической жизни);
• Главная идея: «руководить народом (надлежит) посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала»;
• Непризнание закона и права, распространяющегося в равной мере на все общество, в том числе на правителей, как необходимого регулятора общественных отношений.
Легизм – направление древнекитайской политической мысли, основной идеей которого было признание верховенства правил и норм, единых для всех членов общества, включая правителей и представителей религии, приоритет норм права, над принципами политической власти, признаваемыми конфуцианством, - добродетелью и ритуалами.
Артхашастра («наука о государственном устройстве») – политический тракт, автором которого принято считать индийского философа Каутилью (Чанкья)
5. Политическая мысль Древней Греции представлена учениями ряда философов, среды которых особое место занимают:
• Платон;
• Аристотель.
Основные труды Платона в области политической философии (427 – 347 гг. до н.э.):
• «Государство»;
• «Политика»;
• «Законы».
Основные положения учения Платона о политике:
Существует семь типов государственного устройства:
• Аристократия ;
• Монархия;
• Тимократия;
• Олигархия;
• Демократия (две разновидности);
• Тирания;
Шесть типов государственного устройства несовершенны (за исключением аристократии);
Любой тип государственного устройства неизбежно преобразуется в тиранию – наихудший тип государственного устройства, но в первую очередь это характерно для демократии («из демократии рождается тирания»);
Задача общества и правителей – предотвращения установления тирании;
Управление государством должно основываться на еденных законах, распространяющихся в равной мере на всех членов общества.
Основные труды Аристотеля в области политической философии (384 – 322 гг. до н.э.):
• «Политика»;
• «Афинская полития»;
• «Этика».
Основные положения взглядов Аристотеля на политику.
Политическая сфера – основная сфера жизни общества, определяющая природу общественных отношений в других сферах;
Наилучшая форма государственного устройства – полития – «государство, состоящее из довольных своей частной жизнью средних людей», которым обеспечен достойный уровень жизни и минимальное включение в процессы государственного управления. Полития обеспечивает равновесие интересов и аристократии (дает ей власть), и демократии (обеспечивает народу приемлемый уровень жизни).
Аристотель продолжил теорию Платона о формах государственного устройства, взяв за основу дифференциации форм правления два критерия, аналогичных критериям, предложенным Платоном.
Формы государственного устройства по учению Аристотеля подразделяются на:
Правильные:
• Монархия;
• Аристократия;
• Полития;
Неправильные:
• Тирания;
• Олигархия;
• Демократия.
Полития как форма государственного устройства сочетает в себе положительные стороны двух других форм: олигархии – правления ради общего блага и демократии – власти большинства.
Наиболее существенным вкладом в развитие политической философии древнего мира среди ученых Древнего Рима признаются работы Марка Туллия Цицерона.
Основные труды Цицерона в области политической философии:
• «О государстве»;
• «О законах».
Основные положения политического учения Цицерона:
• Закон должен в одинаковой степени распространяться на всех членов общества, а не только избранных;
• Государство основывается на едином для всех законе и общности интересов;
• Форма государственного устройства должна сочетать положительные элементы всех существующих форм (аристократии, монархии, демократии).
6. Основные (общие) положения политических учений в Средние века:
• Тесная связь политической философии с богословием;
• Объяснение природы и содержания политической власти с позиций теологии (основа власти – её божественное происхождении);
• Приоритет духовной власти над светской;
• Призыв к монархам править, руководствуясь моральными (религиозными) ценностями, а не нормами, общими для всех (на основе законов).
Основные факторы и условия формирования политической мысли в Средние века:
• Увеличение влияния и власти официальной христианской (католической) церкви;
• Борьба между светской властью и духовной;
• Формирование новых политических систем и государственных режимов.
Политическая мысль Средних веков представлена, в первую очередь, трудами следующих ученых:
• Аврелий Августин (354 – 430 гг.) – «О граде Божьем»;
• Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.):
• «Сумма теологии»;
• «О королевской власти»;
• Комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Основные положения политического учения Аврелия Августина:
• В государстве одновременно существует два вида власти – духовная и светская, причем духовная власть первична;
• Основа государственной власти – в ее божественном происхождении и, как следствие, в её поддержке духовной властью;
• Развитие политической власти в обществе происходит в результате постоянной борьбы между «градом земным» и «градом небесным (Божьем)»;
• Государство – «орудие Бога», правители – «слуги господни»;
• Применение насилия оправдано, если это делается в интересах церкви.
Основные положения политического учения Фомы Аквинского:
• Верховная власть принадлежит церкви, правители государства осуществляют лишь часть функций в интересах и от имени церкви;
• Любая власть в государстве происходит от Бога;
• Неповиновение государственной власти является смертным грехом;
• Сущность власти – само государство – определяется Богом, форма власти – государственный режим – определяется людьми;
• Идеальная форма государственного устройства сочетает в себе положительные черты всех известных форм правления и основывается на поддержке церкви.
7. Никколо Макиавелли (1469-1527) – Итальянский политический деятель и ученный. Он трудился в сфере государственного управления города-государства Флоренция, и считается предшественником современных политологов.
Политические взгляды Никколо Макиавелли сформулированы в следующих его трудах:
• «Государь» или, в другом переводе, - «Правитель» (1513 год, впервые издан в 1532 году);
• «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1513 год);
• «История Флоренции» (1525 год).
Происхождение государства, по мнению Никколо Макиавелли, результат естественного хода общественного развития. Первоначально в обществе выделяется лидер, характеризующийся своими личностными качествами – силой и смелостью, вокруг которого объединяются все члены общества. В дальнейшем лидером становится опять же благодаря личностным качествам, но на первом плане уже другие качества – ум и хитрость.
В работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» изложены противоречия друг другу взгляды по вопросу форм государственного устройства.
Формы государственного устройства («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»):
• Правильные:
• Монархия;
• Аристократия;
• Демократия;
• Неправильные:
• Тирания;
• Олигархия.
Демократия, основанная на произволе (Licenza - распущенность).
Наилучшая форма государственного устройства должна сочетать в себе черты трех форм: монархии, аристократии и демократии.
Формы государственного устройства должна сочетать в себе черты трех форм: монархии, аристократии и демократии.
Формы государственного устройства («Государь»):
• Республика – форма государства, при которой власть принадлежит народу и осуществляется в интересах народа избранными представителями;
• Принципат – форма государства, при которой власть сосредоточена в руках одного политического лидера.
Единой наилучшей формы государства не существует.
Макиавеллизм – условное наименование совокупности идей и взглядов по вопросу соотношения политики с моралью и религией, впервые сформулированных Никколо Макиавелли.
Традиционно сущность макиавеллизма характеризуют фразой «цель оправдывает средства».
Соотношение политики и морали, по Макиавелли, заключается в следующем:
• Мораль не является фактором, определяющим политическую жизнь;
• Попытки политических лидеров руководствоваться нормами морали при принятии политических решений приводят только к негативным последствиям для них самих;
• Правитель всегда вынужден нарушать нормы морали для достижения своих целей;
• «Опыт наших дней свидетельствует, что великие дела творили как раз те правители, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом».
Никколо Макиавелли вводит в политологию термин «государство», обозначающее политически организованное общество, определяющее характер взаимоотношений правящих и подвластных и решающее вопрос приобретения и удержания политической власти.
Вклад Никколо Макиавелли в развитие политической науки заключается в следующем:
• впервые применил исключительно рациональный метод исследования политической жизни, отбросив схоластику,
• впервые использовал термин «государство» (stato) и термин «республика» в его современном смысле – для обозначения формы государства, а не государства вообще;
• впервые сформулировал тезис об отсутствии единой наилучшей формы государства, использовал прагматический, а не идеалистический подход к определению форм государственного устройства;
• обсудил влияние религии на политику;
• впервые четко сформулировал соотношение политики и морали («цель оправдывает средства»), которое признавалось и ранее, но открыто никем не провозглашалось.
Политическая мысль Нового времени и французских просветителей XVIII в. представлена в первую очередь, в трудах следующих ученых:
• Джон Локк (1632 – 1704 гг.);
• Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.);
• Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.);
• Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.);
• Шарль Фурье (1772 – 1837 гг.);
Исторически первой в рассматриваемый период политической идеей была теория общественного договора.
Теория общественного договора сформулирована в трудах следующих ученных:
• Джон Локк (1632 – 1704 гг.);
• Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.);
• Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.);
• Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.).
Термин «теория общественного договора» В политологии используется как в широком смысле для обозначения всей совокупности политико-правовых взглядов ее представителей, так и в узком – как непосредственно теория происхождения государства.
Теория общественного договора в узком смысле представляет собой теорию происхождения государства вследствие заключения «общественного договора», суть которого состоит в добровольном отказе людей от части своих прав в установлении власти над собой в целях упорядочения общественной (государственной) жизни, создания безопасных условий для осуществления не переданных прав, под защитой государства.
Основные положения теории общественного договора в широком смысле (общие для всех представителей):
• Государство есть результат сознательного выбора людей;
• Все люди изначально равны в своих правах;
• до возникновения государства состояние общества обозначается принципом «война всех против всех»;
• существует неотчуждаемые права человека, которые не могут быть ограничены государством («право на жизнь, свободу и собственность»);
• власть в государстве должна быть разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – во избежание чрезмерной концентрации власти в одних руках, злоупотребления властью;
• суверенная власть в государстве принадлежит народу.
Основные труды Томаса Гоббса:
• «О гражданине»;
• «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Особенности политических взглядов Томаса Гоббса (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):
• догосударственное состояние общества – «война всех против всех»;
• наилучшая форма правления – абсолютная монархия;
• разделение или ограничение абсолютной власти монарха не приемлемо;
• пересмотр или измерение общественного договора невозможно;
• народ имеет право на восстановление только в том случае, если монарх не способен управлять государством и сам допускает восстание;
• наиболее важным права, ради которых люди заключают общественный договор, - право на жизнь и свободу.
Наилучшие взгляды Томаса Гоббса изложены в его работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» в форме аллегории – государство, которое рассматривается как гигантский живой организм, уподоблено библейскому чудовищу Левиафану.
Основная политико-правовая работа Джона Локка – «Два трактата о правлении».
Особенности политических взглядов Джона Локка (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):
• каждому человеку присущи неотчуждаемые права – право на жизнь, свободу и собственность, которые не могут быть ограничены государством;
• наилучшая форма правления – конституционная монархия, ограничивающая власть монарха установленными естественным правом неотъемными свободами каждого человека;
• разделение власти должно проводится на законодательную, исполнительную и федеративную.
Основные труды Жан-Жака Руссо:
• «О причинах неравенства»;
• «Об общественном договоре, или Принципы политического права».
Особенности политических взглядов Жан-Жака Руссо (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):
• Причина происхождения государства – неравенство людей;
• неравенство людей бывает двух видов: физическое и политическое;
• государственный суверенитет принадлежит народу;
• суверенитет неотчуждаем и не делим;
• государство должно сгладить неравенство между людьми.
Основные труды Шарля Луи Монтескье:
• «О духе законов» (1748 г.);
• «Персидские письма»(1721 г.).
Особенности политических взглядов Шарля Луи Монтескье (в сравнении с общими положениями теории общественного договора):
• государственная власть должна осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
• цель разделения властей – борьба со злоупотреблением властью, которое неизбежно и обусловлено самой природой государственной власти.
• власть должна быть ограничена нормами естественного права.
Некоторые из вышеназванных положений теории общественного договора (в широком смысле) в настоящее время являются общепризнанными принципами и нормами и закреплены в международных актах и конституциях государств как основа государственного устройства.
в первую очередь, это:
• неотчуждаемые права и свобода человека (Джон Локк);
• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (Шарль Луи Монтескье);
• принцип народного суверенитета (Жан-Жак Руссо).
• общественного самоуправления в качестве основ организации общества и государства.
8. Общественная и политическая мысль в Казахстане
Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека).
Теория добродетельного города разрабатывается в политических теориях известных арабоязычных философов, как Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.
Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителей. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Правитель не только должен в себе воплотить философскую эрудицию но и должен быть воплощением нравственных качеств, теоретической и практической добродетели.
По мнению мыслителя идеальный город возможен тогда, когда в нем царят порядок, согласованность в действиях. Закон должен быть воплощением правильного, прекрасного и справедливого.
Ю. Баласагуни (XI в.) – один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда «Кутадгу билиг» (Благодатное знание). Это произведение написано «Бейтом» состоит из 6 520 бейтов. Основная тема – морально-этическая. Ю. Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. В этой книге философ попытался представить идеальные аспекты благородного правителя, так необходимые в период политической смуты, разрушавшей Караханидского государства, современником которого он был.
Аль-Газали (1058 – 1111гг.) создал ряд работ, в которых даются рекомендации султану в вопросах управления государством.(«Аль – Иктисад фи – л – истинад», «Фадаих аль – батыния ва – фадаил аль - Мустазхирия», проблеме управления государством он посвятил «Насырхат аль – Мулюк»).
Аль-Газали обратил внимание на проблему укрепления мусульманского государства на основе придания законности реальной власти султанов и критике халифата.
Основными положениями теории имамата аль-Газали являются:
1. Необходимость власти для поддержания порядка;
2. Султанат является частью халифата, а сам халифат – символ единства общины и имама;
3. Авторитет халифата основан на Шариате.
Задачей государства, с точки зрения Газали является защита ислама и исламского образа жизни. Государство и религия, духовное и сведское, политика и религия представляются им как нечто неразрывное, взаимосвязанное.
Наиболее интересным политико-правовым документом (XVII – XVIII вв.) является «Жети Жаргы». В «Жети Жаргы» даётся перечень норм, положение о роли религии в казахском обществе, описаны политико – правовые признаки социальных групп и политическую организацию казахского общества. Самой влиятельной политической силой являлось аристократическое сословие (ак - суйек). Султан олицетворяет собой верховную власть, правительства, а с X века обозначает персональное лицо, обладающее властью.
Важное значение среди них играл бий (судья), обладавший судебной, административной и военной властью и наряду с султанами принимавший участие в управлении государственными вопросами.
Таким образом, до XVIII века в политической мысли казахстанского региона наблюдается сохранение и развитие духовной традиции.
Значительное место в общественно политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно – нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско – политическая мысль востока.
Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Абай считает, что выход из тупика находится в человеке, в его духовно – нравственном совершенствовании. «Быть Человеком» - означает стремление к справедливости, человеколюбие, желание мира, любовь к богу.
Если в государстве царит преступность, оно не является гарантом права.
Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, Абай говорит о необходимости восстановления нравственно- правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.