Тема 3
Государство как политический институт,
Политические партии и партийные системы.
Избирательная система РК.
Международная политика и международные отношения
1. Государство как политический институт
2.Политические партии и партийные системы
3. Избирательная система Республики Казахстан
4. Международная политика и международные отношения.
1. Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на определенной территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Государство характеризуется следующими признаками:
• суверенитет — верховенство власти данного государства на своей территории и независимость в международных отношениях. Ни одна форма власти на территории государства не может иметь приоритета над государственной властью, и в этом заключается основное содержание данного признака;
• территория — пространственные границы, в которых действует суверенитет государства. Государство как форма организации публичной власти не может существовать без своей территории;
• население — граждане и иные лица, на которых распространяется государственная власть, обязанные выполнять ее властные предписания;
• государственный аппарат. Для осуществления функций государства создается специальный, отделенный от общества аппарат государства, состоящий из органов и должностных лиц, непосредственно выполняющих те или иные функции и задачи;
• право — система норм (правил поведения), которые устанавливаются государством (при соблюдении особой процедуры), общеобязательны для исполнения и соблюдения, подкреплены принудительной силой государства;
• монополия на легальное применение силы. В случае неподчинения граждан государственной власти может быть применена сила, и только государство имеет такое право;
• наличие армии — вооруженных сил, существующих для защиты государства от внешних и внутренних угроз. Признаки наличия армии и монополии на легитимное применение насилия во многом совпадают и дополняют друг друга;
• система налогов и сборов, за счет которых пополняется
государственная казна и оплачиваются расходы, связанные с выполнением государством своих функций. Налоги являются безвозмездными платежами в пользу государства, обязательными для всех его граждан.
Среди основных признаков государства выделяют:
1) Наличие особой системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти
2) Наличие права, системы норм (законы и другие нормативно-правовые акты, обязательные для выполнения всеми субъектами общества
3) наличие определенной территории, на которую распространяется власть и законы данного государства.
К признакам государства относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги с населения.
Функции государства - основные направления деятельности государства, через которые выражается его сущность, задачи и цели его существования. Функции государства подразделяются на две группы: внутренние; внешние.
Внутренние функции государства:
• охрана прав и свобод человека, обеспечение законности правопорядка;
• экономическая;
• социальная;
• культурная;
• экологическая.
Внешние функции государства:
• защита от внешнего вмешательства;
• обеспечение безопасности государства:
• военной;
• экономической;
• поддержание мирового порядка и стабильности;
• борьба с международной преступностью;
• сотрудничество с другими государствами и интеграция в мировую политику.
Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства: Унитарное государство , федерация и конфедерация.
Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.
Федерация – союзное государство, которое входят составные единицы (Республики, Земли, Штаты), наделенные определёнными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра.
Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.
Форма правления это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением.
Различают следующие формы правления в современных государствах:
Монархия – формальным источником власти выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.
Монархии бывают абсолютные и конституционные.
При абсолютной монархии власть полностью сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия и ряд других).
Отличительный признак конституционной монархии – весьма ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха. Монарх выполняет в основном представительские функции. Монархия – устойчивая форма правления.
Республика – более распространенная, чем монархия форма государственного правления. Формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем.
В президентской республики власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти.
2. Политические партии и партийные системы
Политическая партия — добровольное объединение граждан организация), представляющая интересы определенной социальной группы (слоя, класса), созданная и функционирующая для участия в политической жизни общества и, в первую очередь, для борьбы за государственную власть и участия в управлении государством.
Политические партии являются одними из основных субъектов политического процесса, определяющих его направление и результат.
Выделяют следующие основные признаки политической партии:
• идеология;
• стремление к участию в управлении государством (борьба за
власть);
• добровольное участие граждан в работе политической партии;
• наличие:
• политических лидеров;
• руководящего деятельностью партии аппарата политической
партии;
• разветвленной сети местных (первичных) отделений, осуществляющих прием в политическую партию и непосредственную работу с рядовыми членами партии.
От иных общественных объединений, участвующих в политической жизни, политические партии отличаются следующими чертами:
• главная цель создания и функционирования политическую (государственную) власть;
• стремление к широкой общественной поддержке;
• длительный срок существования, не связанный с достижением какой-либо конкретной цели;
• создание и функционирование разветвленной сети местных (первичных) организаций, осуществляющих работу с рядовыми членами партии.
Вышеперечисленные отличия политических партий от иных общественных объединений впервые были сформулированы М. Вебером.
Выделяются следующие функции политической партии:
• внутренние — направленные на поддержание функционирования политической партии;
• внешние — направленные на достижение целей и задач политической партии.
Внутренние функции политической партии:
• формирование:
• органов политической партии, в том числе посредством выборов;
• бюджета политической партии;
• определение внутренних взаимосвязей и взаимоотношений ор¬ганов политической партии;
• организация:
• приема новых членов партии;
• взаимодействия с рядовыми членами партии и т. д. Внешние функции политической партии:
• борьбы за политическую власть и ее использование в интересах представляемых групп;
• институциализации участия граждан в политической жизни — создание четких и эффективных механизмов осуществления политических отношений;
• рекруторская — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов, в том числе государства, а также формирование политических элит и политических лидеров;
представительская функция — выражение интересов представляемых политических групп и социальных слоев;
политической социализации — привлечение широких масс общества к участию в политической жизни, формирование их политического сознания и повышения уровня политической культуры общества в целом.
Современная западная политическая наука не разделяет функции политических партий на внутренние и внешние.
Основные функции политических партий, традиционно называемые западными политологами:
• представительство;
• формирование и пополнение элиты;
• определение целей государственного развития;
• артикуляция интересов и их агрегирование; социализация и мобилизация граждан;
• формирование правительства.
Становление и развитие политических партий разделяется на три этапа:
• начальный этап (XVII-XVIII века) - формирование политических партий в условиях "молодых" буржуазных политически систем. Партии — продукт буржуазной эпохи;
• второй этап (XIX век) — формирование массовых партий;
• современный этап (XX век) — стабилизация партийных систем в большинстве стран, превращение партий в основной элемент политических систем.
Для классификации политических партий могут применяться . ;дующие критерии: •
• внутренняя организация и структура;
• методика реализации политических функций и задач (характер политических действий);
• отношение к существующему политическому режиму;
• идеология.
По внутренней структуре различают два типа политически партий:
• кадровые;
• массовые.
Кадровые партии — политические партии, основу которых составляет немногочисленная группа элиты, замещающая одновременно с партийными высшие государственные должности и деленная от остальных (рядовых) членов партии, если они есть (коммунистические, фашистские партии).
Массовые партии — политические партии, количество членов которых играет главную роль в определении уровня их поддержки и политической власти. Основная задача массовых партий — увеличение своей электоральной базы.
Партийная система — совокупность политических партий, чествующих в политической жизни общества, их взаимодействие между собой и с другими участниками политических процессов.Партийная система определяется существующим в государстве политическим режимом, а также политической системой в целом.
Общепризнанной является классификация партийных систем:
• на однопартийные;
• двухпартийные;
• многопартийные.
Однопартийная система — система, при которой в государстве законодательно запрещено создание и функционирование политических партий, за исключением единственной правящей партии, а неофициальная деятельность политических групп преследуется. При такой системе руководство политической партией и руководство государством совмещается, лидеры партии, соответственно, занимают высшие государственные должности.
Во второй половине XX века однопартийные системы существовали в таких государствах, как:
• СССР;
• Куба;
• Румыния;
• Албания.
Двухпартийная система — система, при которой действительное влияние на принятие политических решений и осуществление политической власти оказывают две политические партии периодически сменяя друг друга в парламенте.
Иные политические партии законодательно не запрещены и как правило, существуют, но значительного влияния на политическую жизнь не оказывают.
Классическими примерами государств с устоявшейся двухпартийной системой являются:
• Великобритания;
• США.
Поддержка только двух партий при данной партийной системе обусловлена историческими традициями.
Многопартийные системы — системы, при которых законодательно разрешено создание различных политических партий, и более чем две партии оказывают (или могут оказывать) действительное влияние на политические процессы обществе, участвуют в принятии и реализации политически; решений.
3. Избирательная система — совокупность политических отношений, урегулированных правом, связанных:
• с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
• участием в выборах политических партий и кандидатов и избирателей;
• отзывом избранных должностных лиц.
Приведенное определение избирательной системы используется исключительно в общественных науках и, в первую очередь, в политологии. В юриспруденции такое определение рассматривается как определение избирательной системы в широком смысле.
Избирательная система в узком смысле — способ определения избранного кандидата либо распределения мандатов в зависимости от полученных голосов избирателей.
В рамках политической системы избирательная система выделяется особым предметом, по поводу которого складываются составляющие ее основу отношения — проведение выборов и участие в них.
Классификация избирательных систем в широком смысле определяется политическим режимом, существующим в государстве, который в свою очередь обуславливает ту или иную степень открытости и гласности выборов, равенства прав кандидатов и политических партий, подлинности выборов.
Как правило, максимально прозрачные избирательные системы, дающие возможности выражения действительной воли народа, присущи демократическим политическим режимам. Авторитарные и тоталитарные политические режимы, как правило, используют выборы для легитимации собственной власти. Результат таких выборов заранее формируется всей государственной машиной.
Избирательные системы (в рамках демократических политических режимов) в узком смысле подразделяются на:
• мажоритарные;
• пропорциональные;
• смешанные.
Мажоритарная избирательная система — избирательная система, при которой:
• страна, иная территория делится на определенное количество округов с примерно равным числом избирателей;
• победившим признается кандидат, набравший в округе большее число голосов, чем его ближайший соперник.
При этом голоса, поданные за проигравших кандидатов, при распределении мандатов не учитываются.
При выборах одного должностного лица (президента страны, мэра города) мажоритарная избирательная система — единственная избирательная система, которая может быть применена.
Виды мажоритарных избирательных систем:
• относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем любой другой кандидат по данному округу;
• абсолютного большинства — избранным считается кандидат, получивший более пятидесяти процентов голосов проголосовавших избирателей;
• квалифицированного большинства — избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем определенный законом процент (этот показатель должен быть больше чем пятьдесят процентов плюс один голос, иначе это будет система абсолютного большинства). Данная разновидность мажоритарной избирательной системы в настоящее время практически не применяется.
По действующей Конституции Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (пункт 2 статьи 40); избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. ( срок избрания изменен в 1998 году). Основополагающий принцип правового государства разделения власти закреплен в действующей Конституции.
Двухпалатный Парламент – это коллегия депутатов, представляющих интересы различных слоев населения ( регионов, местных представительных органов, политических партий, общественных движений и др.)
Первый двухпалатный Парламент Казахстана приступил к работе 30 января 1996 года. На совместном заседании депутатов Сената и Мажилиса первой сессии Парламента выступил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, который провел церемонию приведения к присяге депутатского корпуса. Согласно пункту 6 статьи 51 Основного закона страны вновь избранные депутаты, приступая к своим обязанностям, приносят присягу народу Казахстана.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан ( пункт 1 статьи 50) Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет.
Правительство – это орган исполнительный, оно – вне политики. Его цели: соблюдая законы страны делать повседневную работу по решению конкретных задач в сфере экономики и социальных отношений. Наша Республика Казахстан имеет президентскую форму правления, поэтому, как сказано в Конституции (пункт 2 ст 64): «Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а также подотчетно Парламенту Республики».
Правосудие в Республики Казахстан осуществляется только судом (Пункт 1 ст 75).
Конституция учредила государственный орган – Конституционный совет, который состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет он призван способствовать обеспечению стране режима конституционной законности.
Правовое государство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности. Государство принимает конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за действия, совершаемые от имени государства.
4. Международная политика — процесс формирования и реализации политических решений, затрагивающих интересы нескольких или большинства государств мирового сообщества.
Международные политические отношения — взаимоотношения и взаимодействия субъектов международной политики.
Международный политический процесс — совокупность политических отношений всех субъектов международной политики, складывающихся в определенный период времени.
Международная политическая система — совокупность политических институтов, участвующих в мировой политике, а также не институциональных основ международных отношений.
Субъекты международной политики — государства, организации И отдельные политические лидеры, реализующие определенные политические функции на международном уровне.
Субъектами международных отношений являются:
• государства;
• международные организации;
• нации и непризнанные государства;
• граждане — физические лица;
• транснациональные корпорации (коммерческие организации).
Общепризнанным являются рассмотрение в качестве субъектов международных политических субъектов только первых двух из вышеназванных. Обоснованность включения в число субъектов международных отношений наций, отдельных граждан и транснациональных корпораций является дискуссионным вопросом политической науки.
Международные организации, выступающие субъектами международных отношений подразделяются на две категории:
• являющиеся объединением нескольких государств (например, Организация объединенных наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружество независимых государств);
• неправительственные — объединения физических и юридических лиц без участия государств.
Нация признается субъектом международных политических отношений при соблюдении следующих обязательных условий:
• отсутствие собственной государственности (в противном случае субъектом международной политики будет государство, а не нация);
• борьба за независимость и собственную государственность;
• наличие организационной структуры, и в первую очередь конкретных представителей, уполномоченных выступать в международных политических отношениях от имени нации.
Отдельные физические лица признаются субъектами международных политических отношений в крайне редких случаях. Для признания данного статуса необходимо, чтобы человек участвовал в международных отношениях исключительно от своего имени — представитель государства или международной организации в политической науке не рассматривается как самостоятельный субъект международной политики.
В число субъектов международной политики иногда включают транснациональные корпорации — коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории нескольких (множества) государств.
Тенденции развития мировой политики — основные направления изменений характера и признаков международных отношений, определяющие формы и возможности взаимодействия субъектов международной политики, а также векторы развития неинституциональных основ системы мировой политики.
Тенденции развития мировой политики — вопрос, вызывающий наибольшие дискуссии в современной политической науке и, в том числе, в прикладной политологии. По проблемам тенденций развития мировой политики существуют прямо противоположные взгляды и теории. При этом важно понимать, что разница заключается, как правило, в различной оценке тех или иных тенденций: их природы, причин и последствий.
Но по вопросу их содержания политологи, как правило, сходятся во мнениях. Исследователи признают объективное существование примерно одинакового круга основных тенденций, при этом некоторые оценивают их только- положительно, другие, напротив, видят в них исключительно негативные и опасные последствия.
Основные тенденции развития мировой политики и международных отношений:
• глобализация — объективный процесс объединения субъектов международной политики на основе единых ценностей и норм, единой политики, направленной на реализацию определенных интересов;
• антиглобализация — процесс субъективного противостояния объективному развитию мирового сообщества в направлении глобализации;
• детализация нормативно-правового регулирования международных отношений — процесс конкретизации юридических норм, регулирующих международные отношения, с целью предотвращения их произвольного толкования и применения;
• установление и закрепление положений "многополярного мира";
• изменение роли ядерного оружия как сдерживающего фактора международных конфликтов;
• повышение роли новых субъектов международных отношений — транснациональных корпораций;
• уменьшение роли межгосударственных объединений в мировой политике.
Международные отношения на любом историческом этапе регулируются нормами международного права, тенденции развития которого определяют и развитие международных отношений в целом.
Взаимосвязь международного права и международных отношений прошла следующие этапы развития:
• зарождение международного права — доминирующую роль в международных отношениях играет обычай, агрессивная политика государств не осуждается, устойчивых политических связей между государствами нет (до средних веков);
• повышение роли права как регулятора международных отношений, формирование устойчивых политических союзов, как правило, преследующих военные цели (средние века — новое время);
• превращение международных нормативных актов в основной источник международного права, а самого международное права — в основной регулятор международных отношений, при этом закрепляются принципы международного права, ведение агрессивных войн признается недопустимым, возрастает роль международных организаций (XX век);
• развитие международного права по пути детализации и конкретизации его норм.
На современном этапе становится очевидным, что принципы международного права не могут применяться в практике международных отношений до тех пор, пока они не конкретизированы настолько, насколько необходимо во избежание их произвольного толкования. Данная тенденция возникла как ответ на политику "двойных стандартов", когда одна и та же норма международного права трактуется различно в отношении разных государств, что является недопустимым в международных отношениях.
Теория многополярного мира — система взглядов и убеждений в сфере международных отношений, признающая необходимым наличие множества равных сил, сдерживающих государства в рамках, установленных международным правом. Идея многополярного мира возникла после окончания "холодной войны" и соответственно после разрушения миропорядка, основанного на существовании и конфронтации двух мировых держав.
Политологами признается очевидность того фактах, что наличие единственной сверхдержавы, способной навязывать свою волю другим государствам, не гарантирует безопасности и соблюдения норм международного права.
Система многополярного мира в международных отношениях аналогична системе "сдержек и противовесов" в отдельном государстве — она предотвращает злоупотребление властью, В первом случае со стороны отдельных государств, во втором - со стороны отдельных органов государства или конкретных политических лидеров.
С утверждением идеи многополярного мира тесно связана другая тенденция развития международных отношений — изменение роли ядерного оружия как сдерживающего фактора. Данная тенденция не имеет четких и общепризнанных оценок, большинство политологов ограничиваются лишь констатацией возможных негативных последствий распространения ядерного оружия в первую очередь в отношении развивающихся стран.
Транснациональные корпорации — коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории нескольких (множества) государств.
В прикладной политологии нет единства взглядов по вопросу оценки влияния транснациональных корпораций на международную политику. Большинство политологов оценивают их влияние скорее как отрицательное в силу ряда причин.
Негативная оценка участия транснациональных корпораций в международной политике обусловлена следующими факторами:
• транснациональные корпорации всегда преследуют собственные интересы, а не публичные интересы;
• транснациональные корпорации (являясь "неформальными" субъектами политической сферы) используют, как правило, методы и формы воздействия на политическую сферу, которые лежат вне правового поля (в том числе лоббизм и т. д.).
К положительным сторонам влияния транснациональных корпораций на международную политику относятся:
• укрепление международного сотрудничества на основе экономической интеграции государств;
• установление прочных социально-экономических основ политической сферы жизни общества.