Лекция № 4

Скачать

Тема 4.

                 Политическое лидерство. Человек и политика.

1.     Характеристика политического лидерства.

2.     Теории политического лидерства.

3.     Типологии политического лидерства.

4.     Функции политических лидеров

5.     Человек и политика

1.        Политический лидер личность, оказывающая значимое влияние на политическую жизнь общества, определяющее направление развития политических институтов государства и их взаимодействие в рамках политических процессов.

Политическое лидерство — определяющее влияние одного лица hi ход политических процессов.

Структура политического лидерства раскрывается через три основных элемента:

  индивидуальные качества политического лидера;

  ресурсы, на которые опирается политический лидер;

  политическая ситуация, в которой действует лидер.

2.      Теории политического лидерства научные концепции, с различных сторон раскрывающие природу политического лидерства.

Существуют следующие теории политического лидерства:

         религиозно-мифологическая, представляющая политического лидера как избранника Бога, наделенного статусом политического лидера исключительно в силу своей избранности. Характерна для Антич­ности и Средневековья. В современной политической науке рас­сматривается только в рамках истории политической мысли;

         теория черт, объясняющая его природу особенными, выдающи­мися личными качествами лидера: высокие интеллектуальные способности, целеустремленность и работоспособность, четкость в принятии решений и т. д. Только личность, обладающая всем комплексом необходимых положительных качеств, может стать политическим лидером. Авторы теории черт: Ф. Гальтон, К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс;

         ситуативная (ситуационная), рассматривающая в качестве ос­новных факторов становления политического лидера конкрет­ные социальные обстоятельства, при которых действует одина­ково любой человек независимо от своих личных качеств. Дан­ная теория как противопоставление теории черт была сфор­мулирована Р. Стогдиллом, Т. Хилтоном, А. Голдиером;

         личностно-ситуативная, представляющая собой синтез теории черт и ситуативной теории. Основание политического лидерст­ва — в равной мере и личные качества лидера, и конкретная политическая ситуация, в которой он действует.

3.      Существуют различные типологии политического лидерства, в основе которых лежат следующие критерии:

         основа социальной поддержки политического лидера (М. Вебер, М. Херман);

         модель поведения политического лидера (Г. Лассауэл);

         масштаб деятельности политического лидера. Типология политического лидерства по М. Веберу.

Традиционное лидерствоисторически первый тип лидерства, при котором поддержка лидера основывается на существую­щих в обществе традициях и обычаях;

Харизматическое тип политического лидерства, основываю­щийся на личностных качествах лидера;

Рационально-легальноесовременный тип политического ли­дерства, при котором поддержка лидера обществом базируется на его легитимности, то есть его статус лидера подтвержден в соответствии с национальным законодательством и междуна­родными нормами.

Типология политического лидерства по М. Херман:

         лидер-знаменосец, которого общество поддерживает в силу приверженности общей идеологии, которую он провозглашает. Для общества такой лидер является символом конкретной идео­логии;

         лидер-служитель, действующий не самостоятельно и воспри­нимаемый обществом исключительно как представитель опре­деленной группы;

         лидер-торговец, поддержка которого основывается на его спо­собности сочетать интересы различных групп общества и пред­лагать варианты, в равной мере удобные для совершенно раз­ных слоев;

         лидер-спасатель (пожарный), способный в максимально сжатые сроки принимать важные политические решения и мобилизо­вать общество для их исполнения. Их роль особенно значима в периоды кризисных ситуаций.

Классификация политических лидеров по масштабу деятельности:

         лидер малой группы (коллектива, отделения партии, неболь­шой общественной организации);

         лидер социальной группы (общественного движения, политик ческой партии);

         лидер общества в целом (лидер государства).

4.      Функции политических лидеров.

1) Аналитическая функция – глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, разработка программы действий

2) Организаторская функция – мобилизация масс на реализации политических программ и целей, объединение усилий различных слоев населения, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований.

3) Интегративная функция – объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов

4) Новаторская функция – внесение новых, конструктивных идей.

5) Коммуникативная функция – обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами.

6) Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера

Среди всех субъектов политики исходным, первичным субъектом выступает личность. Личность – главный творец политики.

Два крайних типа личности можно выделить по степени ее участия в политике: активная политическая личность и пассивная. Степень активности и пассивности в политики может быть самой разной – от яростной борьбы за утверждение или ниспровержение существующего строя  до полной апатии и «бегство от политики».

По мотивам политического поведения и тем целям , с которыми люди идут в политику, М. Вебер классифицирует политиков на 1) Живущих «для» политики и 2) Живущих «за счет» политики.

По характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:

1.Относительно суверенный рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких – либо должностей в политических организациях и объединениях;

2.Представитель какой – либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения, как говорится, noblesse oblige (положение обязывает);

3.Политический лидер – человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих – либо политических интересов. Крупные политические лидеры выступают в качестве вождя. Как отмечал М. Вебер, для таких людей политическая деятельность является первоочередным делом жизни и основной профессией.

В политической системе и жизни всего Древнего мира и восточного общества человек выступает лишь как объект политической деятельности и политических отношений.

Политическая мысль этого периода выделяет два основных типа политического поведения правителя и типа власти: 1) правитель, опирающийся на добродетель и традиции, 2) правитель, опирающийся на силу и закон.

Первый тип политического поведения в политической идеологии Древней Индии утверждался в «Законах Ману». Но особенно сильно он выражался в политической мысли древнекитайского философа Конфуция.

Второй тип политического поведения личности и власти в древнеиндийском обществе утверждался  Каутильей, автором «Артхашастры». Согласно ему только тот правитель может достигнуть успеха который опирается на силу и наказание – данду.

Во многом аналогичная связь личности и политики наблюдается и в античном обществе. Причина та же – рядовой человек еще не выступает в качестве суверенной личности.

Так согласно и Платону, и Аристотелю, именно государство и правители – подлинные субъекты политической жизни.

Особенно это проявилось в политической программе Платона, в которой правящий класс выступает в роле пастухов, а рядовые труженики рассматриваются как стадо. Отсюда и судьба государства и власти отождествляется с судьбой правителей, выступающей монополистами на политическую деятельность и политические решения.

Именно Аристотелем впервые четко высказана мысль о необходимости человеческого измерения политики, об органическом единстве человека и государства. Государства потому и играет ведущую роль по отношению к личности, что обусловливает саму природу человека, причем в такой степени, что без государства не может быть и самого человека, так как человек – это «государственное животное», «политическое животное».

Развитие общественно – политической жизни и политической науки приводит в Новое время в Западной Европе, а затем и в США к формированию и утверждению идеи личности как суверенного субъекта политической деятельности

Либерализм – направление в политике, которое выступает за признание  политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов. За основанием законов берется естественное право человека, основанное на его природе.

Создателями классического либерализма в Европе были Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Смит и др.

Именно в рамках либерализма впервые была разработана целостная концепция личности как субъекта политической деятельности.

В конце XIX века наблюдается кризис классического либерализма с его принципом невмешательства, идеологией свободной конкуренции. Начинает формироваться неолиберализм или социальный либерализм. Его идеология особенно укрепляется после кризиса  1929 – 1933 гг. на Западе.

Наиболее характерные черты неолиберализма: ограничения принципа свободной конкуренции; стремление соединить свободу и равенство и утвердить таким образом социальную справедливость.

Личность – одновременно и субъект и объект политики разнообразие видов политического поведения  во многом обусловлено характером политической социализации личности.

В общем плане социализация – это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении.

Политическая социализация личности – это процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Политическая социализация имеет две основные функции:

         Обеспечение достаточно эффективного политического взаимодействия с различными политическими организациями;

         Сохранение динамического равновесия политической системы, вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.

Самый широкий – международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют следующие нормы и факторы: Недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, борьба с международным терроризмом.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы, классы, профессии, национально-этнические общности. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, безработица, уровень преступности в стране.

Самый низкий – личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки.

Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям.


Скачать


zharar.kz