Тема 4.
Политическое лидерство. Человек и политика.
1. Характеристика политического лидерства.
2. Теории политического лидерства.
3. Типологии политического лидерства.
4. Функции политических лидеров
5. Человек и политика
1. Политический лидер — личность, оказывающая значимое влияние на политическую жизнь общества, определяющее направление развития политических институтов государства и их взаимодействие в рамках политических процессов.
Политическое лидерство — определяющее влияние одного лица hi ход политических процессов.
Структура политического лидерства раскрывается через три основных элемента:
• индивидуальные качества политического лидера;
• ресурсы, на которые опирается политический лидер;
• политическая ситуация, в которой действует лидер.
2. Теории политического лидерства — научные концепции, с различных сторон раскрывающие природу политического лидерства.
Существуют следующие теории политического лидерства:
• религиозно-мифологическая, представляющая политического лидера как избранника Бога, наделенного статусом политического лидера исключительно в силу своей избранности. Характерна для Античности и Средневековья. В современной политической науке рассматривается только в рамках истории политической мысли;
• теория черт, объясняющая его природу особенными, выдающимися личными качествами лидера: высокие интеллектуальные способности, целеустремленность и работоспособность, четкость в принятии решений и т. д. Только личность, обладающая всем комплексом необходимых положительных качеств, может стать политическим лидером. Авторы теории черт: Ф. Гальтон, К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс;
• ситуативная (ситуационная), рассматривающая в качестве основных факторов становления политического лидера конкретные социальные обстоятельства, при которых действует одинаково любой человек независимо от своих личных качеств. Данная теория как противопоставление теории черт была сформулирована Р. Стогдиллом, Т. Хилтоном, А. Голдиером;
• личностно-ситуативная, представляющая собой синтез теории черт и ситуативной теории. Основание политического лидерства — в равной мере и личные качества лидера, и конкретная политическая ситуация, в которой он действует.
3. Существуют различные типологии политического лидерства, в основе которых лежат следующие критерии:
• основа социальной поддержки политического лидера (М. Вебер, М. Херман);
• модель поведения политического лидера (Г. Лассауэл);
• масштаб деятельности политического лидера. Типология политического лидерства по М. Веберу.
Традиционное лидерство — исторически первый тип лидерства, при котором поддержка лидера основывается на существующих в обществе традициях и обычаях;
Харизматическое — тип политического лидерства, основывающийся на личностных качествах лидера;
Рационально-легальное — современный тип политического лидерства, при котором поддержка лидера обществом базируется на его легитимности, то есть его статус лидера подтвержден в соответствии с национальным законодательством и международными нормами.
Типология политического лидерства по М. Херман:
• лидер-знаменосец, которого общество поддерживает в силу приверженности общей идеологии, которую он провозглашает. Для общества такой лидер является символом конкретной идеологии;
• лидер-служитель, действующий не самостоятельно и воспринимаемый обществом исключительно как представитель определенной группы;
• лидер-торговец, поддержка которого основывается на его способности сочетать интересы различных групп общества и предлагать варианты, в равной мере удобные для совершенно разных слоев;
• лидер-спасатель (пожарный), способный в максимально сжатые сроки принимать важные политические решения и мобилизовать общество для их исполнения. Их роль особенно значима в периоды кризисных ситуаций.
Классификация политических лидеров по масштабу деятельности:
• лидер малой группы (коллектива, отделения партии, небольшой общественной организации);
• лидер социальной группы (общественного движения, политик ческой партии);
• лидер общества в целом (лидер государства).
4. Функции политических лидеров.
1) Аналитическая функция – глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, разработка программы действий
2) Организаторская функция – мобилизация масс на реализации политических программ и целей, объединение усилий различных слоев населения, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований.
3) Интегративная функция – объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов
4) Новаторская функция – внесение новых, конструктивных идей.
5) Коммуникативная функция – обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами.
6) Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера
Среди всех субъектов политики исходным, первичным субъектом выступает личность. Личность – главный творец политики.
Два крайних типа личности можно выделить по степени ее участия в политике: активная политическая личность и пассивная. Степень активности и пассивности в политики может быть самой разной – от яростной борьбы за утверждение или ниспровержение существующего строя до полной апатии и «бегство от политики».
По мотивам политического поведения и тем целям , с которыми люди идут в политику, М. Вебер классифицирует политиков на 1) Живущих «для» политики и 2) Живущих «за счет» политики.
По характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:
1.Относительно суверенный рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких – либо должностей в политических организациях и объединениях;
2.Представитель какой – либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения, как говорится, noblesse oblige (положение обязывает);
3.Политический лидер – человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих – либо политических интересов. Крупные политические лидеры выступают в качестве вождя. Как отмечал М. Вебер, для таких людей политическая деятельность является первоочередным делом жизни и основной профессией.
В политической системе и жизни всего Древнего мира и восточного общества человек выступает лишь как объект политической деятельности и политических отношений.
Политическая мысль этого периода выделяет два основных типа политического поведения правителя и типа власти: 1) правитель, опирающийся на добродетель и традиции, 2) правитель, опирающийся на силу и закон.
Первый тип политического поведения в политической идеологии Древней Индии утверждался в «Законах Ману». Но особенно сильно он выражался в политической мысли древнекитайского философа Конфуция.
Второй тип политического поведения личности и власти в древнеиндийском обществе утверждался Каутильей, автором «Артхашастры». Согласно ему только тот правитель может достигнуть успеха который опирается на силу и наказание – данду.
Во многом аналогичная связь личности и политики наблюдается и в античном обществе. Причина та же – рядовой человек еще не выступает в качестве суверенной личности.
Так согласно и Платону, и Аристотелю, именно государство и правители – подлинные субъекты политической жизни.
Особенно это проявилось в политической программе Платона, в которой правящий класс выступает в роле пастухов, а рядовые труженики рассматриваются как стадо. Отсюда и судьба государства и власти отождествляется с судьбой правителей, выступающей монополистами на политическую деятельность и политические решения.
Именно Аристотелем впервые четко высказана мысль о необходимости человеческого измерения политики, об органическом единстве человека и государства. Государства потому и играет ведущую роль по отношению к личности, что обусловливает саму природу человека, причем в такой степени, что без государства не может быть и самого человека, так как человек – это «государственное животное», «политическое животное».
Развитие общественно – политической жизни и политической науки приводит в Новое время в Западной Европе, а затем и в США к формированию и утверждению идеи личности как суверенного субъекта политической деятельности
Либерализм – направление в политике, которое выступает за признание политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов. За основанием законов берется естественное право человека, основанное на его природе.
Создателями классического либерализма в Европе были Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Смит и др.
Именно в рамках либерализма впервые была разработана целостная концепция личности как субъекта политической деятельности.
В конце XIX века наблюдается кризис классического либерализма с его принципом невмешательства, идеологией свободной конкуренции. Начинает формироваться неолиберализм или социальный либерализм. Его идеология особенно укрепляется после кризиса 1929 – 1933 гг. на Западе.
Наиболее характерные черты неолиберализма: ограничения принципа свободной конкуренции; стремление соединить свободу и равенство и утвердить таким образом социальную справедливость.
Личность – одновременно и субъект и объект политики разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.
В общем плане социализация – это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении.
Политическая социализация личности – это процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.
Политическая социализация имеет две основные функции:
• Обеспечение достаточно эффективного политического взаимодействия с различными политическими организациями;
• Сохранение динамического равновесия политической системы, вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.
Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.
Самый широкий – международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют следующие нормы и факторы: Недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, борьба с международным терроризмом.
Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы, классы, профессии, национально-этнические общности. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, безработица, уровень преступности в стране.
Самый низкий – личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки.
Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям.