Лекция № 3

Скачать

       ТЕМА 3

  МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ, ДИАЛЕКТИКА И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВЫ.

                  ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА.

     План

1.     Философское учение о материи. Основные подходы к понятию материя

2.     Структура материи: ее элементы и уровни. Характерные черты (свойства) материи

3.     Расположенность материи во времени и пространстве

4.     Понятие сознания.Главное свойство сознания

5.     Множественность теорий развития. Метафизика как главная альтернатива диалектики

6.     «Негативная диалектика».Иные альтернативы диалектики (эклектика, софистика, рялятивизм, догматизм)

7.     Понятие общества в социальной философии

8.     Главные сферы жизни общества:

А) Экономическая сфера

Б) Социальная сфера

В) Политическая сфера

Г) Духовная сфера

1.     Мир – это движущаяся материя в различных формах ее проявления.

Природа – важнейшая форма бытия материи, имеющая прямое отношение к человеку и обществу.

Первые, наглядные по своей сути, представления о материи появились в древней философии. Понятие «материя»впервые появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя – это как бы возможное бытие, его исток.

В философии Средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени волей всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок в нем.

В эпоху Возрождения и в Новое время материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И.Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н.Коперник создал гелиоцентрическую картину мира.

На рубеже XIXXX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых начало меняться ранее сложившееся представление о материальном мире. В середине XIX века сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мире. В 1905 – 1916 годах А.Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени.

Материя, природа, жизнь – все это явления, имеющие непреходящее значение для существования человека. С помощью понятия материи формируются научные  представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм (философское учение о непознаваемости мира). Данное понятие выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

·       материалистический подход;

·       объективно – идеалистический подход;

·       субъективно – идеалистический подход;

·       позитивистский – понятие «материя» ложно.

2. Элементами структуры материи являются:

·       неживая природа;

·       живая природа;

·       социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

·       субмикроэлементарный;

·       микроэлементарный;

·       ядерный;

·       атомный;

·       молекулярный;

·       уровень единичных вещей;

·       уровень макротел;

·       уровень планет;

·       уровень систем планет;

·       уровень галактик;

·       уровень систем галактик;

·       уровень метагалактик;

·       уровень Вселенной, мира в целом.

·       К уровням живой природы относятся:

·       доклеточный;

·       клеточный;

·       уровень многоклеточных организмов;

·       уровень видов;

·       уровень популяций;

·       биоценозы;

·       уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

·       отдельный индивид;

·       семья;

·       группа;

·       коллективы разных уровней;

·       социальные группы;

·       этносы;

·       нации;

·       расы;

·       отдельные общества;

·       государства;

·       союзы государств;

·       человечество в целом.

Характерными чертами материи являются:

·       наличие движения;

·       самоорганизация;

·       размещенность в пространстве и времени;

·       способность к отражению.

Движение – неотъемлемое свойство материи.

Выделяются:

·       механическое движение;

·       физическое движение;

·       химическое движение;

·       биологическое движение;

·       социальное движение;

·       Движение материи:

·       возникает из самой материи;

·       всеобъемлюще;

·       постоянно.

Движение также может быть:

·       количественным;

·       качественным.

·       Количественное движение делится на:

·       динамическое;

·       популяционное.

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию,

совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

        

3. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

·       субстанциональный;

·       реляционный.

         В настоящее время более достоверной выглядит реляционная теория, исходя из которой:

·       время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития;

·       пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Четвертым базовым свойством материи является отражение.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

Отражение бывает:

·       физическим;

·       химическим;

·       механическим.

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:

·       раздраженности;

·       чувствительности;

·       психического отражения.

        

4. Высшим уровнем отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

         В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

·       сознание существует;

·       оно имеет особую, идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов  к проблеме

сознания:

·       физикализм;

·       солипсизм;

·       объективный идеализм;

·       умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме

сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно

которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом находятся:

·       объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

·       умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее распространенная российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии

существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.

Можно выделить три основополагающие из их числа:

·       сознание имеет космическое происхождение;

·       сознание присуще всем живым организмам;

·       сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической точке зрения сознание существует само по

себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической точке зрения:

·       теория монад – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им матери;

·       теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

·       теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

·       теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заражает» его разумом;

·       теория гилозоизма, согласно которой вся материя имеет душу, одушевленность – свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание –

порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

         Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Главными свойствами человеческого сознания являются:

·       идеальность;

·       интенциональность;

·       идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания.

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может

быть беспредметным. Что – то всегда является предметом сознания.

         Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

5. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые тоже являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

·       метафизика;

·       «негативная» диалектика;

·       софистика;

·       эклектика;

·       догматизм;

·       релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

·       метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

·       на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

6. В то же время внутри диалектики существует направление,

альтернативное общей («консервативной») диалектике – так называемая «негативная» диалектика.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

         Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903 – 1969),  Жан – Поль Сартр (1905 – 1980).

Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

         Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

·       эклектика;

·       софистика;

·       догматизм;

·       релятивизм.

Релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

         Софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

         Догматизм – восприятие каких – либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

7. В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Геродота и Фукидида.

Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Аристотель и Платон. Платон разработал учение о так называемой «идеальном государстве, где были представлены 3 социальные группы- производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Аристотель создал учение о политике и исследовал различной формы государственной власти в обществе – аристократию, республику, демократию и т.д.

В Средние века сложилась и господствовало теологическое понимание общества его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Бога (Августи Аврелий, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения и Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной.

В европейской философской мысли начала XIX века стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Известные немецкие философы И.Кант, И.Фихте, Л.Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозные сознания.

В философии Казахстана традиционными являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли М.Кашгари, Ю.Баласагуни, А.Байтурсынов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, Ч.Валиханов.

Раздел философии, в котором рассматривается общество, как специфическое и уникальное явление Космоса называется социальной философией. Объектом познания для нее является общество, как целостная, противоречивая система.

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

8. Основными сферами жизни общества являются:

·       Экономическая

·       Социальная

·       Политическая

·       Духовная

А) Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

·       производство;

·       распределение;

·       обмен;

·       потребление материальных благ.

Производство силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми

навыками и средства производства.

     Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства.

Б) Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

·       классы;

·       страты;

·       сословия;

·       люди города и деревни;

·       представители физического и умственного труда;

·       социально – демографические группы;

·       национальные общности.

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность

перехода из одной социальной группы в другую.

Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

         С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся  в полосе революций или реформ.

         Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

·       страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония;

·       страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;

·       страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.

В) Политическая сфера общества – совокупность учреждений и

организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

·       государство и государственные органы;

·       политические партии;

·       общественные организации;

·       профсоюзы;

·       иные институты.

Все элементы политической системы общества является государство –

система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

·       представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

·       регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

·       охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

·       внешнеполитическая;

·       интеграционная.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

·       духовная деятельность;

·       духовные ценности;

·       духовные потребности людей;

·       духовное потребление;

·       индивидуальное сознание;

·       общественное сознание.

Г) Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.


Скачать


zharar.kz