Лекция № 2

Скачать

2. Древние культуры и цивилизации. Основные религии мира

В основе изучения истории культуры человечества на протя­жении всего его существования лежат такие науки, как культуро­логия, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?

Предмет изучения — выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культур­ные памятники, факторы и исходные пути, которые стали пред­посылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и по­требностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и при­умножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возни­кает новое противоречие культуры — взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последую­щее поколение. Еще Николай Александрович Бердяев (1874—1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной анти-номичной (противоречивой) системой.

Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особен­ностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной обществен­но-культурной среде.

Если основными науками, которые занимаются изучением куль­туры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, исто­рия и конечно же философия. Но выделение конкретных предме­тов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в от­личие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от ис­тории и социальной философии, которым больше интересна сто­рона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами ис-

9


тории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегу­лировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие нау­ки, как социология, культурная антропология, философия куль­туры, этнография, этнология и др.

Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.

1.  Этнографический (1800—1860).

2.  Эволюционистский (1860—1895).

3.  Исторический (1895—1925).

Именно в эти периоды и складываются основные понятия куль­турологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины ХХ в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств мас­совой информации, применением этих знаний в дипломатии, по­литике, военном деле и т. д.

 Основные религии мира

Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язы­чество» имеет очень неопределенное значеие. Термин имеет цер­ковнославянские корни (от слова «языпи» — «иноземцы») и по­явился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиоз­ных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после принятия христианства. Но суще­ствует и более широкое, мировое определение язычества, согласно которому язычество — это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая существовала до принятия миро­вых религий. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований.

Трудно представить, насколько обширно понятие язычества. Во-первых, оно очень разнонародное: здесь и верования перво­бытных племен, и античные религиозные воззрения, и религия древних славян и т. д. Во-вторых, существовало неограниченное количество явлений, предметов, с которыми были связаны те или иные религиозные представления. Язычество включает в себя фе­тишизм — вера в сверхъестественные способности каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм — ве­ра в существование души, а также духов (различным явлениями приписывались человеческие черты), тотемизм — вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и др.

Каковы же корни язычества, зачем древнему человеку понадо­билось искать себе объекты поклонения и почитания?

Все дело в том, что на протяжении своей истории человек по­стоянно развивается, у него появляются все новые и новые заня­тия (охота, рыболовство, земледелие и т. д.). Эти занятия требовали новых знаний и умений, но древний человек, очень примитивно

111


понимающий законы природы, не мог объяснить их, не придавая им какого-то сверхъестественного начала. Запас знаний, накоп­ленный им, был настолько мал, что даже очень очевидным на се­годняшний день явлениям древний человек приписывал какую-то божественную сущность. Земледельцы молились на солнце и дождь, веря, что ими распоряжаются силы свыше. Охотников волновали такие явления, как ветер и наличие звезд на небе, для них был свойственен фетишизм относительно орудий добычи пропитания. То есть люди, занимающиеся разным делом, по-раз­ному оценивали явления природы, создавая себе разные объекты для почитания. Здесь стоит отметить такое важное качество языч­ников, как терпимость по отношению друг к другу. Люди верили и в своих богов, и в чужих. Постепенное развитие отношений между древними людьми приводит к образованию государствен­ности. Происходит объединение всех богов и воззрений, появ­ляется пантеон богов. Теперь язычество является не только по­мощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие воззрения и верования людей являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого государства. Во-вторых, зачастую язычество выступало неким оправдывающим фактором для правителей го­сударств, поскольку во многих странах религиозные взгляды на­деляли правителей авторитетом богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое сужде­ние наделяло фараона почти безграничной властью. То есть рели­гия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протя­жении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности рели­гии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.

Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгля­ды людей тех или иных эпох как важную составляющую истори-112


ческого развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бес­следно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах лю­дей, в создаваемых ими культурных памятниках.

2. Основные религии: буддизм, ислам, христианство

Религия (от лат. religio — «святыня», «набожность») — система взглядов и мироощущений человека, которая определяет во мно­гом его поведение, основана на веровании в сверхъестественное (богов, духов и т. д.). Религия позволяет человеку построить обоб­щенную картину мира, сориентировать его поведение.

С точки зрения исторического развития выделяют три этапа религиозного развития:

1)    племенные религии (различные языческие религии);

2)    национально-государственные религии (конфуцианство, браманизм, иудейство и др.);

3)    мировые религии. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.

На них мы и остановимся более подробно.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из мировых религий, которая возник­ла в VIV вв. в Древней Индии. Основатель буддизма — Сид-дхартха Гаутама (впоследствии Будда). Можно выделить два ос­новных направления буддизма:

1)    южный (хинаяна);

2)    северный (махаяна).

Важной особенностью буддизма является его этико-практиче-ская направленность. Он основан на внутренних проявлениях ре­лигиозной жизни человека, но никак не на внешних, таких как свойственная многим религиям ритуальность, нет церковной ор­ганизации, институтов. Существует только правило о том, что необходимо хранить три Драгоценности (три-ратна). К ним отно­сятся Будда, Дхарма — первичный элемент бытия, сангха — мона­шеская община. Согласно буддизму есть всеведущее существо — Будда — просветление, им открыт закон — Дхарма, который определяет все законы, по которым осуществляются мировые процессы. Для хранения этих знаний и законов, для их передачи образуются общества для равных — сангхи.

113


Основная проблема для буддизма — проблема бытия личности как скопления «изменчивых» форм. Личность в представлении буддизма состоит из пяти элементов: телесности, желания, ощу­щения, познания и представления.

Стержневыми в буддизме являются «четыре благородные ис­тины».

1.  Существование (рождение, старение, смерть) есть страда­ние (духкха).

2.  Все страдания из-за жажды чувственных наслаждений, страстности.

3.  Освобождение от страданий в уничтожении желаний, для этого необходимо пройти срединный путь (восьмеричный).

4.  Восьмеричный путь избегания крайностей, включает в себя постоянные размышления, раздумья, медитации для прихода в состояние абсолютного покоя — нирваны.

Большинство текстов буддизма собраны в сочинении «Трипи-така» («Три корзины»), появившемся в V в. до н. э. Окончательный вариант канонического сочинения появился в III в. до н. э.

Буддизм не остался на территории одного государства. Сфера его распространения огромна, по всему земному шару, поэтому велико и его влияние на жизнь людей, на такие ее составляющие, как политика, экономика, культура и др.

Христианство

Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. ста­ло государственной религией Римской империи. В 988—989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Ев­ропы.

Христианство имеет три направления.

1.  Православие — старейшее направление, возникло в 395 г. при разделении Римской империи на Западную и Восточную.

2.  Католицизм, отделился от православия в 1054—1204 гг., от­личается от православия добавлением к символам веры филиокве (происхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от сына).

3.  Протестантизм, в XVI в. отделился от католицизма, отлича­ется более упрощенным культом, отказом от церковной иерар­хии, признает только два таинства: крещение и причащение.

114


В основе христианства — вера в Иисуса Христа, Спасителя. Основным догматом христианства является Троица, согласно че­му Бог един, но существует в трех ипостасях: Бог-отец (безна­чальное Первоначало), Бог-сын (Слово, смысловое и оформляю­щее Начало) и Святой Дух (животворящее Начало). Содержание христианства передано в Священном предании, важнейшими частями которого являются Священное писание, включающее в себя Библию и Символ веры.

Согласно христианской антропологии мистическое достоин­ство относится не только к духу человека, но и к его физическому телу. Поэтому в христианском учении о бессмертии речь идет не только о бессмертии души, но и перерождении тела. В этом мно­гие наблюдают острые противоречия со многими другими поня­тиями в христианстве. Ведь именно в грехопадении — первом ак­те непослушания — виновата телесная составляющая.

Большое значение для христианства имеет греховность, приз­нание своей виновности. Недаром большинство святых призна­вали себя великими грешниками. Здесь можно провести парал­лель с буддизмом, поскольку именно в страдании христианство видит способ искупления грехов, а высшая цель человека — веч­ное блаженство (в буддизме — нирвана). Но в то же время, если буддист идет к своей нирване через медитации и раздумья, стои­чески безмолвно, то христианин должен «принять свой крест» и страдать не только за себя, но и за других. Когда-то Христос пришел к людям, чтобы искупить их грехи, теперь человек дол­жен взойти к Богу.

Распространение христианства огромно, на сегодняшний день насчитывается более одного миллиарда христиан.

Ислам

Возник в Аравии в VII в., поэтому является самой молодой мировой религией. Основателем был пророк Мухаммед. Основ­ные принципы ислама изложены в Коране — священной книге мусульман (VIIVIII вв.).

Ислам имеет два основных течения.

1. Суннизм. Наряду с Кораном признает мусульманское свя­щенное предание — сунну (VIIXI вв.).

115


2. Шиизм. Не признает суннитских халифов в отличие от сун­низма, признает только алидов.

Главный догмат мусульман состоит в поклонении единому бо­гу — Аллаху. Очень почитаем среди мусульман и Мухаммед, кото­рый является посланником Аллаха.

Как и в христианстве, в исламе верят в бессмертие души. Му­сульмане верят и в загробную жизнь.

Очень большое значение для мусульман имеют колонны исла­ма. Это пять предписаний, которые обязательно должны выпол­нять мусульмане. К ним относятся.

1.  Шахада — вера в одного бога — Аллаха, почитание его по­сланника Мухаммеда.

2.  Салат — один из основных исламских обрядов, заключаю­щийся в пятикратном ежедневном молении.

3.  Саун — пост во время месяца рамадана (рамазана) мусуль­манского лунного года хиджры.

4.  Закат — милостыня бедным.

5.  Хадж. Хотя бы один раз в жизни необходимо совершить па­ломничество в главный религиозный центр ислама — в Мекку, к храму Кааба.

Для ислама характерен очень строгий монотеизм (представле­ние о едином боге). Аллах всемогущ, грозен и непостижим. А весь людской мир есть знамение бога Аллаха, которое указывает на его могущество. Отличие ислама от других мировых религий в том, что человек не может вознестись к богу, не может пол­ностью постичь все его тайны, но в то же время он обязан в эти тайны верить. Ислам не отличается терпимостью по отношению к другим религиям и мировоззрениям. Одно из основных предпи­саний ислама — джихад (война за веру), согласно которому необходимо распространять ислам, даже ведя «священную вой­ну» против сторонников других верований.

Ислам очень влиятельная религия, если значение других рели­гий в современном мире отходит на второй план, то в мусульман­ском мире влияние религиозных воззрений на жизнь и культуру сторонников ислама огромно. На сегодняшний день насчитыва­ется около 900 млн приверженцев ислама. В основном ислам ох­ватывает страны Востока.

116


3. Значение религии в истории культуры

Изучая историю развития мировой культуры, факторы, кото­рые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.

На первом этапе развития человека явления и предметы, заня­тия человека создали первую религию. Древний человек покло­нялся орудиям труда, благодаря которым он выживал (фетишизм), верил в божественное происхождение явлений природы (дождь, ветер, солнце и т. д.) (анимизм). То есть именно культура древних людей повлияла на развитие религии. Потом же все стало менять­ся. Это связано с переходом от языческих, племенных верований к национальным, государственным, а затем к мировым религиям, поскольку теперь именно религия во многом определяла разви­тие культуры человека.

Обратимся, скажем, к искусству. Долгое время памятники культуры в основном носили религиозный характер. Со времен первобытного общества, античного мира и т. д. в архитектуре на­метилась тенденция к строительству храмов и других религиоз­ных сооружений. Культ загробной жизни в Древнем Египте опре­делил направление в архитектуре, где все силы и средства отдавались на строительство пирамид, заупокойных храмов. Ан­тичная культура с ее памятниками архитектуры, живописи, лите­ратуры и т. д. является наглядным примером религиозного влияния. А на этих культурах в свою очередь основана культура последую­щих поколений.

В истории культуры встречаются случаи, когда религия не бы­ла источником культурного развития, а наоборот, она это разви­тие сдерживала. Пример тому — эпохи средневековья и Возрож­дения. Конечно же не стоит забывать о памятниках архитектуры и живописи, которые пополнили мировой культурный багаж. Но в то же время влияние церкви иногда выходило за границы нор­мального взаимовлияния культуры и религии. Пример является — средневековая инквизиция, когда всякое вольнодумство жестоко наказывалось. А как может творить человек, если ему не дают свободы? Религия негативно влияла на развитие не только искус­ства, но и наук. Церковь не могла позволить существовать науч­ным утверждениям, которые бы противоречили ее доктринам.

117


Жертвами инквизиции стали многие великие умы эпохи средне­вековья (итальянский физик, механик и астроном Галилей Гали-лео, испанский мыслитель и врач Мигель Сервет и др.).

К началу эпохи Нового времени негативное влияние церкви заметно ослабло. Особым образом повлияла на обмирщение культуры эпоха Просвещения. Стали развиваться атеистические тенденции.

Но, несмотря на ослабление влияния религии на культуру в сравнении с ранними этапами развития, и на сегодняшний день это влияние заметно и значительно. Религиозный отпечаток присутствует во многих произведениях искусства: от живописи и архитектуры до кинематографа и музыкального искусства, по­скольку именно религия очень часто является определяющим фактором в развитии мировоззрения человека, в его представле­ниях об окружающем мире.


Скачать


zharar.kz